На летней эстраде Центрального парка, у Мариинского дворца, еще в 20 е годы прошлого века с просветительскими концертами для самых широких кругов города выступали такие выдающиеся музыканты, как Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц, Натан Мильштейн, дирижировали — Рейнгольд Глиэр, Феликс Блуменфельд, а в 50-е годы со своей огромной серией мирового музыкального наследия выступал известный дирижер Натан Рахлин.
Эту прекрасную традицию по инициативе Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица возобновил Международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». Многие художники объединяют усилия для проведения развернутой культурно-просветительской акции. Благодаря им, на протяжении двух месяцев, по субботам и воскресеньям, звуки музыки собирают многочисленных слушателей.
В этом году в концертах фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» принимают участие ведущие отечественные академические коллективы и исполнители, перспективные молодые музыканты не только из Украины, но и из России, Польши, Германии, Норвегии, Нидерландов, Японии, Испании и США.
Концертные программы фестиваля разнообразны: классические и современные произведения в исполнении симфонических, камерных, народных, духовых оркестров и ансамблей, хоровых коллективов и солистов.
Уже традиционными для фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» стали джазовые вечера памяти Владимира Симоненко.
Одним из наиболее ярких страниц «Киевских летних музыкальных вечеров» стал концерт лауреатов Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (за различные годы существования конкурса).
Среди участников — 16-летний Арсений Аристов (Москва, Россия) — победитель VII Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица (средняя группа). Несмотря на юный возраст, пианист продемонстрировал незаурядное исполнительское мастерство и яркий артистизм. Арсений Аристов вместе с Национальным симфоническим оркестром Украины (дирижер Владимир Сиренко) исполнил известное произведение Мориса Равеля «Концерт для фортепьяно с оркестром» D-dur. Следует напомнить, что это произведение Равель посвятил своему другу, музыканту Полю Уиндемиту, который во время Первой мировой войны потерял руку. Ведь особенность «Концерта для фортепьяно с оркестром» Мориса Равеля в том, что пианист исполняет все партии только левой рукой. Но это не повлияло на высокий технический уровень исполнения — на слух казалось, что пианист Арсений Аристов играл обеими руками.
Воинствующий, необузданный, стихийный характер музыки с ощутимыми испанскими народными интонациями, где угадывались звучание военного оркестра и чеканная строевая солдатская поступь. Все это удалось передать с одинаковым эмоциональным напряжением как солисту, так и оркестру, в диалоге, а также в унисон, что вызвало восторг и бурные аплодисменты публики.
О событиях 10-го международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» специально для «Дня» рассказывает президент Юрий Абрамович ЗИЛЬБЕРМАН.
— Господин Зильберман, чем был интересен нынешний фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера»?
— Каждый год по-своему уникальный. Концерты нашего фестиваля это — не парковая музыка с вальсами Штрауса, а строгие академические программы филармонического уровня, рассчитанные на осведомленного слушателя. Особенность фестиваля нынешних «Киевских летних музыкальных вечеров» в том, что в каждом концерте принимали участие коллективы: Государственный академический духовой оркестр Украины (дирижер — Алексей Рощак), Национальный симфонический оркестр Украины (дирижер — Владимир Сиренко), симфонический оркестр Филармонии (дирижер — Николай Сукач), Национальный ансамбль солистов «Київська камерата» (дирижер — Валерий Матюхин), Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр (дирижер — Наталья Пономарчук), квартет Collegium, Молодежный симфонический оркестр (Харьков, дирижер — Кирилл Карабиц), биг-бенд факультета музыкального искусства КГВМУ им. Глиера (дирижер — Александр Шаповал).
Публика имела возможность услышать выступления интересных солистов. В отличие от предыдущих лет, прозвучало также немало премьерных произведений, в том числе музыка современных композиторов: Игоря Щербакова, Мирослава Скорика (Украина), Поля Ван Гулика (Нидерланды) и других.
— Существуют ли подобные летние фестивали в Европе, в мире?
— Конечно, таких фестивалей в мире немало. Летом, когда завершается концертный сезон, музыканты выступают на открытых площадках. Так фестиваль в Чикаго имеет 3 сцены: академическую, джазовую и этническую. Места резервируются — хочешь на траве, или в комфортном кресле, билеты с широким диапазоном цен, свежий воздух, барбекю… Летние фестивали часто организовываются в пригородных зонах, на курортах: юг Франции, город Роктондерон — своеобразная международная мекка пианистов. Есть также фестивали в Вене и Лейпциге.
— Какие проблемы вам приходится разрешать во время проведения концертов фестиваля?
— Конечно, мы задумывались над вопросом бронирования мест, но это оказывается проблематичным. Мы также обращались к архитекторам, для того чтобы создать крышу над местами для публики, ведь когда идет дождь, защищенной является только сцена. Но возникает вопрос: что делать с навесом зимой. Хотя даже при неблагоприятных погодных условиях люди все равно приходят послушать классическую музыку. К нам ежегодно приходят много заявок из различных уголков мира, но не всех музыкантов мы можем пригласить принять участие в фестивале, потому что не можем оплатить им гонорары. Ведь фестиваль не получает прибыль от продажи билетов — вход на концерты свободный. Это уникально, потому что на Западе для посещения любых концертов нужно купить билеты.
— В рамках фестиваля проходят также выступления слушателей Летней музыкальной академии...
— Уже 9-й год подряд в Киев приезжают десятки начинающих музыкантов со всей Украины, США и Европа, чтобы посетить мастер-классы (уроки по совершенствованию профессионального мастерства) у выдающихся профессоров: Норма Фишер (Лондоская музыкальная академия), член жюри многих международных конкурсов — Тереза Дюссо (Франция) — класс фортепьяно, Марк Лакирович (Бостон, США) — класс скрипки и альта и другие. Показательным является то, что в Летней музыкальной академии уроки дают также лучшие украинские профессора: Юрий Кот и Татьяна Рощина — класс фортепьяно, Елена Червова — класс виолончели.
— Любой ли начинающий музыкант может стать слушателем Летней музыкальной академии?
— Мастер-классы проходят в виде лекций и уроков по классам: фортепьяно, игра с оркестром, камерный ансамбль, скрипка, альт и виолончель (5-6 уроков по 45 минут). Слушатели Летней музыкальной академии делают предварительные взносы, общая стоимость обучения — 300 долларов. Но лауреаты международных конкурсов имеют возможность посещать мастер-классы при льготных условиях, т.е. бесплатно.
— Чем, по вашему мнению, можно объяснить тот факт, что молодые американские скрипачи и пианисты, их ровесники из Европы приезжают в Киев, чтобы пройти мастер-классы Летней музыкальной академии?
— Для молодого музыканта- солиста очень проблематично выступить с высокопрофессиональным симфоническим оркестром перед широкой аудиторией. На Западе за такое выступление нужно платить немалые деньги — 20-30 тысяч долларов. Наш Международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера» предоставляет такую уникальную возможность исполнителям бесплатно. В качестве экзамена слушатели Летней музыкальной академии выступают с сольной программой, а также в сопровождении симфонического оркестра.
P.S. «Киевские летние музыкальные вечера» будут продолжаться до конца июля.