Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лоббисты и статисты

Любое правительство хочет узурпировать бюджетный процесс. Нормальный парламент — против
16 июня, 2010 - 19:46
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Две недели тому назад украинский парламент одобрил основные направления бюджетной политики на 2011 год. А сегодня в Верховной Раде тоже бюджетный, но, можно еще сказать, принципиально бюджетный день. Потому что речь идет не о бюджете конкретного года и его отдельных статьях, когда каждый народный депутат, каждая фракция так или иначе претендует на «свою» долю расходов, зачастую выступая в роли лоббистов тех или иных отраслей, групп населения или бизнеса. Во время этого торга обычно беспринципно, а вернее, по принципу «ты мне — я тебе», утрясаются не только личные, но и политические вопросы, каждый из которых имеет в бюджете свой эквивалент. Это плохо и недостойно, но, увы, так происходит во всем мире. В сегодняшней повестке дня — Бюджетный кодекс, важнейший документ, устанавливающий правовые основы и важнейшие принципы формирования и распределения национального богатства страны. И чем лучше он выписан, тем меньше становится поле торга, тем ближе официально признанная бюджетная цель: эффективное расходование средств на нужды общества и граждан-налогоплательщиков.

Накануне два члена парламентского бюджетного комитета — Алла Александровская (КПУ) и Владимир Бондаренко (БЮТ) — решили проинформировать общественность о предложениях новой власти к этому законопроекту, рекомендованному комитетом к первому чтению. В результате между народными избранниками завязалась на удивление корректная, но вместе с тем довольно острая дискуссия. Естественно, Александровская, как член коалиции, правительственный законопроект воспринимает гораздо спокойнее и видит в нем немало позитивных моментов. Важнейший из них — повышение роли местных органов власти. Как считает Александровская, это создает «хорошую финансовую основу» для того, чтобы местные советы становились в полном смысле этого слова органами народовластия. Кроме того, народного депутата радует, что после принятия этого Бюджетного кодекса решения, которые ложатся в основу будущего бюджета, должны приниматься правительством уже с 1 апреля. Благодаря этому и у правительства, и у парламентариев появляется больше времени для разработки и шлифовки главной сметы страны (ранее все начиналось с 15 июля, когда принималась так называемая Бюджетная резолюция). Но главное, что новый бюджетный кодекс существенно увеличивает объем доходов, остающихся в регионах. По словам Александровской, в предыдущем варианте Бюджетного кодекса, который так и не был принят парламентом, местные бюджеты дополнительно получали 10 миллиардов гривен, то намечаемое перераспределение доходов между центром и местами даст последним 23 миллиарда гривен. Кроме того, как сообщила Александровская, новый бюджетный кодекс делает попытку уйти от принципа распределения средств «от достигнутого». Для этого правительство будет обязано проводить индексацию платежеспособности регионов и стимулировать их к ее наращиванию.

Народный депутат также считает позитивным подход правительства, в соответствии с которым работа над Бюджетным кодексом ведется с учетом готовящегося к принятию Налогового кодекса, и теперь часть налога с прибыли предприятий будет направляться в распоряжение местных органов власти. Александровская видит тут и эффективную обратную связь: когда местная власть будет заинтересована в успешной работе предприятия, она лучше будет защищать его от всяческих проверок и связанных с этим простоев.

Представитель БЮТ тоже видит в Бюджетном кодексе некоторый позитив. Это, например, применение программно-целевого метода планирования и полный бухгалтерский учет бюджетных доходов и расходов по всей территории Украины. Но критических замечаний у оппозиционера, естественно, больше. Его беспокоит, что разрабатывался кодекс в основном в аппарате Президента (в Администрации и комитете по экономическим реформам) без участия законодательного органа. А хуже всего, что в соответствии с законопроектом парламент вообще не сможет его отклонить, да и третье чтение не предусмотрено. Но хуже всего, что правительство получает возможность самостоятельно, без парламента, изменять отдельные части бюджета.

С этими замечаниями коллеги частично соглашается и Александровская. Обосновывая свою позицию, она говорит: «Мы не хотим быть статистами». Но при этом несколько сглаживает критику в адрес распорядителей бюджета, которые, согласно законопроекту, получают возможность без согласования с парламентом, вносить изменения в бюджетные росписи. Зато теперь, напоминает она, они будут обязаны публично отчитываться в своих расходах.

«День» напомнил народным депутатам о намерениях предыдущего правительства ввести формульное планирование 12 тысяч местных бюджетов. Бондаренко заверил, что его политическая сила не просто и сегодня «исповедует» такой же подход, но и «считает его тем единственным серьезным шагом, сделанным при формировании бюджетной политики, чтобы провести административную реформу, чтобы регионы реально получили деньги». По его мнению, сегодня предлагается увеличить платежи регионам, но «источников для этого не будет». Бютовец информировал, что его политсила намерена внести в парламент свой вариант Бюджетного кодекса. Примут ли его? Этого риторического вопроса «День» не задал.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ