Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львовский гигант

1 ноября известный актер и режиссер Федор Стригун отметит юбилей
30 октября, 1996 - 20:12

О нем говорят «лидер» — куда позовет, туда и идут. Режиссуру Стригуна еще будут изучать как явление в искусстве, однако, в первую очередь, он прекрасный актер. А еще — неисправимый романтик. 1 ноября главному режиссеру — художественному руководителю Львовского национального академического драматического театра им. Марии Заньковецкой исполняется 70 лет. О Федоре Николаевиче рассказывают его друзья, коллеги, театральные критики.

Тадей ЭДЕР, генеральный директор Львовской национальной оперы им. С. Крушельницкой:

— Стригун — мой товарищ, и я горжусь тем, что могу так сказать. Очень хотел бы, чтобы и в нашем театре был такой мэтр, а его талант приравниваю к Ярославу Ващаку, Игорю Лацаничу, Евгению Лысику и Павлу Кармелюку. У Стригуна не всегда было все на взлетах. Были и падения, слезы и даже унижения, но он выстоял и утвердил себя. Федор Стригун — это «театральная глыба западного региона Украины». К его мнению, слову и оценке всегда прислушиваются люди искусства.

Андрей МАЦЯК, генеральный директор Театра им. М. Заньковецкой:

— Как-то меня спросили, чем наш театр отличается от других. На мой взгляд, у нас сошлись западное и восточное крылья, и именно это сочетание дало абсолютно неповторимый колорит и органичный сплав нашему театру. Стригун стал нашим — галицким, а галичане стали «східняками», и часто благодаря тем спектаклям, которые играют заньковчане.

И в этом — огромная заслуга Федора Николаевича. Мне кажется, что одна из его лучших черт — широкая душа. Он умеет прощать будущее. Талант Стригуна можно сравнить с хорошо выдержанным вином, которое с каждым годом приобретает новые оттенки и вкус. Наш театр благодаря Стригуну растет из года в год, является очень разносторонним. Благодаря большому количеству спектаклей, молодежи, которую привел на заньковчанскую сцену Федор Стригун, наш театр стал одним из самых интересных в Украине. Мне кажется, что ни один из столичных театров не может похвастаться таким количеством премьерных постановок, соответственно, — творческих удач, как Театр им. М. Заньковецкой. И в этом основная заслуга Федора Николаевича.

Майя ГАРБУЗЮК, доцент кафедры театроведения и актерского мастерства ЛНУ им. И. Франко:

— Федор Стригун, в первую очередь, — великий Украинец. Его творчество, его талант — глубоко национальные, сознательно патриотические. Этот патриотизм показной — в том смысле, что открыт и адресован тысячам зрителей, что не боится ни шумной публичной хулы космополитов, ни тихих, замаскированных «под критику», атак псевдоукраинцев. Любовь Стригуна к Украине пропитывает все его спектакли, романтическая возвышенность его сценических образов — это боль и жестокая правда нашего сегодняшнего дня, сконденсированные в его постановках. Как режиссер, он с точностью сейсмометра чувствует состояние напряжения в обществе и диагностирует его болевые точки: так было с «Гайдамаками» Т. Шевченко, «Павлом Полуботком» К. Буревия, трилогией «Мазепа» Б. Анткива по Б. Лепкому, «У.Б.Н.» Г. Тельнюк, «Андреем» В. Герасимчука и др. Почти все его сценические герои отвоевывают или обороняют: любимую женщину, свободу, землю, государство: Михайло Гурман, Дон Жуан, Отелло, Олекса Довбуш, Богдан Хмельницкий, Данило Галицкий, Павло Полуботок, Иван Мазепа, Андрей Шептицкий. Мужество, рыцарство, благородство — определяющие черты его актерских работ даже тогда, когда его персонажи родом из комедии или оперетты.

А вообще он мягкий, теплый, бархатный — как его неповторимый голос. Стригун может быть лиричным, даже сентиментальным, может отдаваться до остатка сиюминутным впечатлениям — от хорошего кинофильма, интересной актерской находки, красивого неба за окном. Он весь — большая, почти детская любовь к жизни, а в ней — глубокая народная мудрость, корнями из родной Томашовки на Черкасщине, из искреннего благословения родителей, из искристого таланта любимого театрального педагога — Влада Нелли. Эта любовь к жизни делает его уязвимым и непобедимым одновременно.

Актер из плоти и крови, он редко надевает «маску» в жизни. Рассуждает, говорит, оценивает — непосредственно, эмоционально, прямо. Умеет косить и переделывать для сцены несовершенные драматические произведения современников, варить вкусный борщ и воспитывать молодых актеров. Словно Антей, крепко стоит ногами на родной земле, беря от нее силу. Словно атлант, касается головой высокого, романтичного неба. Пока есть такие гиганты, как Федор Стригун, украинский мир есть кому защищать...

Алексей КРАВЧУК, директор Театра Леся Курбаса:

— Федор Николаевич — гениальный актер, которого я помню еще с детства (в таких спектаклях, как «Знаменосцы», «Украденное счастье», «Богдан Хмельницкий» и др.). И это всегда было интересно. К Стригуну всегда можно обратиться за помощью, и он никогда не откажет. Это его качество очень редко встречается в наше время. Например, Стригун нам очень помог, когда Театр Курбаса боролся за статус «академического». И вообще, он всегда поддерживал наш театр. А для заньковчан он очень важен, потому что не дал коллективу в трудные времена рассыпаться, пропасть.

Анна МАРУСЯК, актриса Театра им. М. Заньковецкой:

— Для нас Федор Николаевич — как отец, он постоянно в курсе всех проблем коллектива. На репетициях у него мы себя очень комфортно чувствуем, потому что он всегда подскажет, поможет, чтобы роль у тебя получилась. Когда есть такое взаимопонимание в труппе, то нет внутреннего дискомфорта, и работа только в радость. Мы обожаем своего художественного руководителя и желаем творческого вдохновения и сил, чтобы все его планы осуществлялись.

Алла БАБЕНКО, режиссер Театра им. М. Заньковецкой:

— Когда в начале 1977 года я пришла в театр, Федор Стригун был не очень задействован в репертуаре и с радостью откликнулся на внеплановую работу — «Нору» Ибсена. Мы ставили ее ночью, на сцене, после спектаклей. Сначала он репетировал роль Крогстада, потом, когда Богдан Ступка переехал в Киев, я перевела Федора Стригуна на роль Хельмера. Это была моя первая встреча со Стригуном-актером. И он один из лучших актеров, которых мне доводилось видеть на сценах других театров. А потом Стригун заявил на художественном совете другой спектакль — ему было интересно увидеть, как я, режиссер с русской школой, поставлю украинскую классику. Так в репертуаре нашего театра появилось «Житейское море» Карпенко-Карого. Как актер, Стригун ежеминутно был готов к экспериментам, поэтому его роль Ивана Барыльченко — одна из лучших. Слава Богу, что этот спектакль сняли на пленку и время от времени показывают по телевидению. Теперь, пересматривая его (хотя прошло более 30 лет), думаю о том, что Стригун в роли Барыльченко современен до сих пор. Нужно заметить, что он любой своей ролью занимался 24 часа в сутки, чего сейчас никто не делает в театре из его молодых коллег... Потом он был у меня Паратовым в «Бесприданнице» Островского, причем сыграл эту роль параллельно с выходом на экраны фильма Рязанова. К нам приезжали критики из Москвы и из Киева, и все сходились во мнении, что Федор Стригун в этой роли намного интереснее Никиты Михалкова. Не менее удачным был Стригун-Отелло. Когда на этот наш спектакль попал Марк Захаров (художественный руководитель «Ленкома»), то сказал, что «такого Отелло, как во Львове, в Москве нет». Непревзойденным был и его Оргон в «Тартюфе» Мольера. То есть, когда Стригун был актером, то работать с ним было большим счастьем и большой радостью. Кстати, прекрасная его энергетика передалась сыну Назару. Я имела возможность поработать со Стригуном-младшим и получила наслаждение от работы, как и когда-то со Стригуном-старшим...

P.S. «День» поздравляет юбиляра. Желаем крепкого здоровья, много хороших ролей, интересных пьес для постановок и чтобы каждый день у касс Театра им. М. Заньковецкой стояли длинные очереди, а зрители спрашивали лишние билеты!

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ