Однажды я собственными глазами увидел, что такое мафия.
Оказалось, это отнюдь не черные большие машины, не зловеще дымящиеся сигары, не многозначительные фразы из-под широкополых шляп, не автоматные очереди по витринам. Впрочем, доказательство от противного — не лучший метод.
Все намного спокойнее, прозаичнее, очень даже обыденно.
Хотя насчет обыденности одна поправка. Мое посвящение в тайны мафии произошло в городе, во всех отношениях выдающемся — Неаполе.
Да, Неаполь — прекрасный, великий город, за одним досадным исключением. Прекрасный сервис, гостеприимные люди, только вокзал подкачал. Впрочем, с самим вокзалом тоже все в порядке — удобное здание, поезда ходят регулярно, но… Как только наступает ночь, начинается нечто непонятное.
Я был одним из тех несчастливцев, у кого поезд отбывал слишком рано, что-то около пяти утра; брать гостиницу на пару часов как-то не улыбалось. Нет проблем, — мыслил я привычными отечественными категориями, — перетопчусь-подремлю в зале ожидания, а там и поезд подоспеет. Правда, надо было сдать свой весьма обременительный багаж, но вот же автоматическая камера хранения, прямо на перроне. Не тут-то было — на всех дверцах (при полупустом, прошу заметить, вокзале) горел категорический красный огонек — занято. Мало того, для непонятливых прямо напротив этих камер стоял специальный синьор в синей железнодорожной форме — невысокий старичок с вредным лицом — и, коршуном бросаясь ко всем, кто проявлял малейшую заинтересованность ячейками, объяснял, что ни-ни, «оккупато», свободных мест там ни в коем случае нет и быть не может!
Пришлось идти в камеру попроще, с ручным, так сказать, режимом, работники которой расходились по домам уже в 11 вечера, а появлялись только часов в семь утра. Так что мой багаж остался при мне. Не беда, перейдем в зал ожидания. На дверях которого, тем не менее, меня встретила табличка, что в связи с необходимостью поддержания порядка, все пассажиры оттуда и вообще из здания вокзала будут удалены уже в полночь.
Надежда, вне сомнений, умирает последней.
Таким образом я вместе с другими бедолагами, которым не повезло с поездами, оказался на ночной неаполитанской улице. А вокзал там, надо сказать, место популярное. То есть уже к десяти вечера это здание стало походить на скалу в пене прибоя, каковой пеной являлись живописнейшие субъекты на разных стадиях отторжения от общества. О, если вам кто-нибудь скажет, что шедевры неореализма наподобие «Ночей Кабирии» уже не соответствуют нынешним реалиям, смело плюньте в ответ! Типажей обоих полов и всех рас, которых я увидел за эту в высшей степени познавательную ночь, хватит на нескольких Феллини! Особенно запомнилась одна дамочка… Однако я отвлекся.
Нас, законопослушных пассажиров, вроде бы должны были стеречь несколько полицейских — мы все и жались к окнам, где те с озабоченным видом сидели за мониторами. Рядом, на перроне, стояла целая полицейская машина с нарядом внутри. Увы, едва только двери вокзала закрылись за последним изгнанником, правоохранителей постигла загадочная хворь: все они одновременно погрузились в крепчайший сон.
Хочется, конечно, рассказать о многом, благо есть о чем — много, очень много воспоминаний всего за одну неурочную ночевку. Наверно, в другой раз. Пока же успокою читателя — история эта с хеппи-эндом. Никого не обидели, не убили, не ограбили. Но всякая история должна быть, как известно, с моралью.
После того, как наметился спасительный рассвет, плавно перешедший в восхитительное неаполитанское утро, я вышел на перрон. Поезд скоро должен был подойти. И вот со стороны метро на перроне появился весьма целеустремленный господин. Он был по-утреннему подтянут, собран, одет в ту же синюю форму, что и давешний старичок. Он шел на работу.
Он подошел к тем самым злополучным автоматическим ячейкам. Открыл одну из них. Вынул оттуда аккуратный черный чемоданчик. И так же целеустремленно проследовал дальше.
Свети истины пронзил мое еще не отошедшее от уличной дремы сознание. Так вот оно что… Просто служащие вокзала, очевидно, чтобы не таскать с собой туда-сюда необходимые на работе вещи, складывают их в камере хранения. А утречком забирают. А вечером кладут обратно. А чтобы никакая любопытная сволочь туда нос не совала, ставят вредного старикана на шухер. Что же до удобств пассажиров… Да ничего, подождут-перетопчутся.
Главное, чтобы хорошим людям было удобно. И выгодно. И доходно. И при этом — безопасно. А полиция пусть поспит, отдохнет немножко. А то у них такая тяжелая работа.
Мораль: итальянцы здесь ни при чем.