Четырнадцатый саммит Украина — ЕС станет первым саммитом с европейской стороной для Президента Украины В.Януковича. Надеемся, что этот саммит будет максимально прагматичным и конкретным. Хотелось бы, чтобы он вошел в историю украинско-еэсовских отношений прежде всего как положивший начало необратимому процессу отмены краткосрочных виз в ЕС для граждан Украины. В связи с этим надеемся, что лидеры ЕС и Украины придут к согласию о предоставлении Украине Плана действий по визовой либерализации. Это стало бы своеобразной точкой отсчета, сигналом доверия сторон друг к другу.
В то же время мне хотелось бы сразу объяснить, что План действий — это перечень требований, критериев, которым Украина должна соответствовать для введения безвизового режима. Выполнение документа будет проходить в два этапа. На первом этапе Украина должна обеспечить принятие необходимого законодательства и государственных программ в сферах, охваченных визовым диалогом (безопасность документов, в том числе введение биометрических данных; борьба с нелегальной миграцией, включая реадмиссию; общественный порядок и безопасность; внешние отношения). На втором этапе Европейская комиссия с привлечением государств-членов ЕС будет оценивать соответствие более предметным критериям, на основании которых определят эффективность и последовательность имплементации необходимых мероприятий. Таким образом, не стоит спекулировать на возможной дате отмены виз. Сейчас нужно сосредоточиться на конкретной работе и решать практические задачи. Конечно, предоставление этого документа даст Украине соответствующий инструментарий, если хотите — дополнительный аргумент для того, чтобы доказать странам-членам ЕС, что Украина на определенном этапе будет фактически отвечать установленным самим ЕС требованиям для отмены виз.
Для скептиков также прибавлю, что принятие упомянутого Плана действий будет означать, что безвизовый режим для Украины уже перестанет быть нереальной мечтой или недосягаемой перспективой.
Саммит должен также дать толчок переговорному процессу относительно Соглашения об ассоциации. Нужно заметить, что мы переходим в завершающую стадию работы над документом. Лидеры одобрят 4-й Совместный отчет о прогрессе в переговорах, в котором, в частности, определят завершение переговоров по Соглашению об ассоциации ключевой краткосрочной целью. В то же время подчеркну еще раз: для Украины важна не столько скорость принятия документа, сколько его качество. И это наша общая позиция с ЕС.
Конечно, в ходе саммита лидеры коснутся энергетической проблематики. Будет подписан 5-й Совместный отчет о прогрессе в выполнении Меморандума о взаимопонимании Украина — ЕС о сотрудничестве в энергетической сфере, в котором стороны поприветствуют подписание Украиной Протокола о присоединении к Договору об энергетическом содружестве. Надеемся также, что европейские лидеры выскажутся в поддержку инициативы Президента Украины о проведении в Киеве весной 2011 года международной конференции по случаю 25-й годовщины аварии на ЧАЭС для сбора средств, необходимых для успешного завершения чернобыльских проектов.
На саммите также должен быть подписан важный для Украины документ, без которого на данное время наша страна не может в полной мере принимать участия в работе программ ЕС. Это Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве о Рамочном соглашении между Украиной и ЕС об общих принципах участия Украины в программах ЕС. Этот документ создаст юридическую основу для заключения двусторонних меморандумов о доступе Украины к отдельным программам ЕС. Это такие интересные для Украины программы, как 7-я Рамочная программа в области исследований и технологического развития, программы «Разумная энергетика», «Молодежь в действии», «Медиа», отдельные таможенные программы и так далее. В результате открываются возможности для наших ученых, творческих и молодежных организаций выдвигать свои проекты и иметь право на частичное их финансирование со стороны ЕС.
Если нам удастся в полной мере реализовать такую повестку дня саммита, то, на мой взгляд, у нас будут все основания считать, что саммит был результативным и способствовал приближению Украины к ЕС еще на один шаг.
КОММЕНТАРИЙ
Позавчера министры иностранных дел Швеции и Польши Карл Бильдт и Радослав Сикорский, после переговоров с Президентом Украины во время короткой пресс-конференции в польском посольстве, выразили надежду, что саммит Украина — ЕС будет успешным и приблизит Украину к ЕС. «Мы приехали в Киев передать послание солидарности и поощрения. Для Европы, не только Польши и Швеции, Украина очень важна и мы заинтересованы в том, чтобы она реформировалась в европейском направлении», — подчеркнул господин Сикорский. Шведский министр пообещал, что Европа сделает больше со своей стороны, чтобы ускорить процесс принятия соглашения о зоне свободной торговли. В то же время, господин Бильдт отметил, что подписание этого соглашения позволит Украине, после реализации необходимых реформ, за несколько лет стать power house of Ukraine — влиятельной страной Европы. «День» обратился к директору Института евроатлантического сотрудничества Александру СУШКО с просьбой прокомментировать надежды украинской стороны относительно саммита Украина—ЕС, который состоится 22 ноября.
— На данный момент, стопроцентно не решен вопрос, касающийся Плана действий по безвизовому режиму. Настоящий документ разработан и готов к обнародованию. Но некоторые страны-члены считают, что его пока рано предоставлять Украине, особенно в контексте того негативного развития с верховенством права, демократией и свободами, которое имеет место в Украине. Будет ли этот документ предоставлен Украине сейчас, будет ли его предоставление перенесено на следующий год — этот вопрос будет решен только непосредственно накануне саммита. На сегодня все-таки более вероятно, что он будет предоставлен, но гарантий нет.
Даже если этот документ будет предоставлен, то он предусматривает лишь сроки регулярного мониторинга его выполнения. А за какое время Украина его выполнит, не может предусмотреть ни один политик, ни оракул. Очевидно, один раз в полгода или в год, со стороны Еврокомиссии будет осуществляться тщательная, по всем группам критериев, оценка выполнения этого плана. Это не тот план, выполнение которого можно будет имитировать. Когда эти критерии будут выполнены, Еврокомиссия с соответствующим докладом обратится в Совет ЕС, и тогда этот орган вряд ли будет иметь аргументы не предоставлять безвизовый режим. Понятно, что будет непростой процесс. Если в понедельник мы увидим этот план действий, то поймем, сколько стране еще нужно сделать для того, чтобы вопрос отмены визового режима был поставлен на обсуждение. По моему мнению, это вопрос не одного-двух лет, а значительно более длительного периода. Я хотел бы, чтобы это было быстрее. Но, наблюдая много лет за нашей властью, я не имею больших иллюзий относительно того, что она в состоянии эти критерии выполнить быстро.
Что касается перспектив подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, то эти соглашения на сегодня не готовы к подписанию, в частности, в части зоны свободной торговли. Там еще много вопросов не согласованно. Относительно них ведется переговорный процесс. Понятно, что если будет политическая воля и определенные компромиссы с обеих сторон, то в следующем году можно завершить этот переговорный процесс.
Что касается содержания высказывания Бильдта, то в нем есть резон. Ведь соглашение о зоне свободной торговли предусматривает очень большой ряд регуляторных реформ в Украине. Если их действительно имплементировать, то украинское законодательство, регуляторная и реальная бизнес-среда станут очень близкими к есовской. И в тех условиях будет значительно легче задавать вопрос, например, о возможности членства Украины в ЕС, чем сейчас.