Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Малыми шагами — в ЕС

27 октября, 2006 - 19:18
ФОТО РЕЙТЕР

Украина постепенно, маленькими шагами, приближается к Европейскому Союзу. Таким очередным шагом стал 10-й саммит Украина — ЕС, который вчера завершился в Хельсинки парафированием двух соглашений: о реадмиссии, а также об упрощении визового режима. Эти документы подписали глава МИД Украины Борис Тарасюк и комиссар ЕС по вопросам внешних отношений и по вопросам европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер.

На пресс-конференции украинский Президент Виктор Ющенко назвал неплохим набором широкий перечень категорий граждан, которым виза будет оформляться бесплатно. Кроме того, он сообщил, что в соглашении говорится о возможности выдачи многоразовых и долгосрочных, до пяти лет, виз и фиксирована оплата за оформление визы в 35 евро.

Как уже сообщалось, вступление в силу соглашения о реадмиссии будет отсрочено на два года. А учитывая ратификацию этого документа, отсрочка может составить три года. Именно такую отсрочку получила Россия, подписав аналогичное соглашение с ЕС. Киев и Брюссель предварительно договорились, что условия реадмиссии будут касаться только тех граждан, которые, очевидно, проходили через территорию Украины. Также ЕС взял на себя официальные обязательства предоставлять финансовую помощь для обустройства мест временного пребывания таких граждан и, возможно, для их переправки в те страны, откуда эти граждане прибыли в ЕС.

В Брюсселе рассматривают парафированные соглашения как шаг со стороны ЕС навстречу Украине. «Эти договора подтверждают, что мы хотим приблизить Украину к Европейскому Союзу, и мы приветствуем это желание Украины приблизиться к членству в ЕС. Мы понимаем стремление Украины к этому», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Баррозу на пресс-конференции по итогам саммита Украина — ЕС в Хельсинки.

В то же время Баррозу четко объяснил, почему вопрос о членстве Украины не стоит в повестке дня ЕС. «На этот вопрос есть два ответа: Украина не готова, и мы не готовы. Украина еще должна внедрить реформы, и сегодня в ЕС страны-члены не готовы взять на себя ответственность за еще одного члена», — цитирует Интерфакс главу Еврокомиссии. По его словам, такой ответ не является негативным сигналом. «Наоборот, мы хотим стимулировать Украину продолжать экономические, политические реформы», — подчеркнул Баррозу.

Пока в повестке дня в отношениях ЕС и Украины на ближайшую перспективу предусмотрены лишь переговоры по соглашению об углубленной зоне свободной торговли. Решение начать такие переговоры в начале 2007 года было принято по итогам переговоров украинской и еэсовской делегации. Сможет ли Украина сделать очередной шаг? Об этом размышляют украинские и зарубежные эксперты.

КОММЕНТАРИИ

Валерий ЧАЛЫЙ , директор международных программ Центра Разумкова:

— Конечно, если бы Украина уже сегодня была членом ВТО, то, возможно, это дало бы нам большие перспективы в отношении начала переговоров о зоне свободной торговли. Но такие переговоры о зоне свободной торговли, новом углубленном соглашении между Украиной и ЕС, конкретных инвестиционных проектах могут идти без привязки к каким-то саммитам. Работа с ЕС должна быть постоянной, активной, наступательной и базироваться как на защите национальных интересов, так и с учетом интересов наших партнеров и достижения цели — интеграции в ЕС в будущем. Конечно, несогласованность между Кабинетом Министров, Президентом и парламентом Украины влияет не только на отношения с ЕС, но и на отношения на различных направлениях внешней политики. Проблема заключается в том, что в Украине нет общественно политического консенсуса в отношении стратегии внешней политики и механизмов ее формирования. Хотя если мы говорим об европейской интеграции, то на сегодняшний день нет таких серьезных проблем и кардинально разного видения различными ветвями власти. Более того, в ближайший период это будет как раз то направление, которое может объединить все ветви власти и политиков. Единственная и основная проблема заключается в том, что европейская интеграция на сегодняшний день больше касается внутренних преобразований в самом государстве. Речь идет, в первую очередь, о судебной реформе, изменении инвестиционного климата, борьбе с коррупцией и вступлении в ВТО. Все эти проблемы действительно вызывают много вопросов в плане эффективности действий на этих направлениях. Что касается вступления в ВТО, то этот вопрос стал тестом для нынешнего правительства на соответствие реальных действий декларациям. И, конечно, все будет зависеть от успешности прохождения необходимого для вступления в эту организацию пакета законов в украинском парламенте. По моему мнению, внесение различных законов по ВТО со стороны Президента и премьер-министра не будет содействовать такой активной и быстрой работе. Прогнозы на февраль следующего года уже сегодня кажутся слишком оптимистичными. Что касается того, какую реально позицию занимает правительство, будет видно при прохождении законопроектов в парламенте. Ведь представители правительства опираются на политическую волю коалиции, и соответствующим образом действия коалиции должны отвечать предложениям правительства. Иначе тогда система не работает. Мы должны увидеть довольно быстрое действие коалиции в парламенте. Если этого не будет, то возникнет очень много дополнительных вопросов в отношении эффективности новой политической системы в Украине.

Майкл ЭМЕРСОН , аналитик брюссельского Центра исследований европейской политики:

— Я не знаю, можно ли назвать нынешний саммит ЕС — Украина успешным. Брюссель в большей мере беспокоит существующий конфликт между Президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-минис тром Украины Виктором Януковичем. В ЕС обеспокоены тем, сможет ли украинский премьер обеспечить быстрое вступление Украины в ВТО или все-таки он откликнется на просьбу российского премьер-министра Михаила Фрадкова синхронизировать вступление Украины в ВТО с Россией. Янукович говорил раньше, что он не будет поспешно вступать в ВТО. Он заявлял, что не будет быстро проталкивать через парламент необходимые законопроекты, чтобы никого не расстроить вступлением в ВТО. Поэтому сейчас под вопросом оказалась способность Украины вступить в ВТО и как следствие — начало переговоров о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной. Другая проблема состоит в том, что у нас нет уверенности в том, что Президент Ющенко сможет провести через парламент необходимые законопроекты. По моему мнению, украинский бизнес заинтересован в свободной торговле между ЕС и Украиной. Но нам менее понятна политика на правительственном уровне. Для Брюсселя знаковым станет вступление Украины в ВТО. Переговоры относительно того, как подготовить новое расширенное соглашение будут продолжаться, но они не принесут большого результата, пока Украина не вступит в ВТО. Это будет своего рода тест на способность Украины следовать объявленному курсу на интеграцию в европейские структуры.

Аркадий МОШЕС , эксперт Финского института международных отношений:

— Я думаю, что с учетом внутриполитической ситуации в Украине, это достаточно успешное мероприятие. Это, безусловно, пусть небольшое, но свидетельство какого-то прогресса. Но при этом нужно понимать, что качество этих документов, в том числе договора по реадмиссии, с точки зрения Украины могло бы быть и получше. Это соглашение следует расценивать как осторожный успех. Тем не менее я опасаюсь, что одобрив эти документы, в реальности Украина будет делать все, чтобы реадмиссионное соглашение вступило в силу де- факто одновременно с российским. Затягивание вступления этого соглашения может ударить по интересам людей, которые могли бы получить какие-то преимущества от либерализации визового режима. Однако если Украина будет реально затягивать, то это будет не очень хорошо воспринято в Европе. И как следствие может возникнуть серьезная политическая проблема. Несмотря на его значение, это частное соглашение, поскольку оно не ведет к безвизовому режиму для украинцев. Поэтому не стоит переоценивать значение этого соглашения. И влияние на процесс подготовки нового рамочного документа об углубленном или расширенном партнерстве оно окажет только косвенное. Все-таки главную роль в определении будущего состояния отношений Украины и ЕС в ближайшие несколько лет окажет внутриполитическое развитие в Украине. И способность Украины говорить одним голосом на внешнеполитической арене. У нее должен быть один внешнеполитический курс, а не полтора. Более того, и этот курс должен быть стратегическим курсом на Европу. Украине будет трудно, потому что требования к ней будут предъявляться повышенные. Сегодняшний подход ЕС заключается в том, что с Украиной нужно сделать максимум того, что позволяет сделать европейская политика соседства. Как известно, эта политика не предполагает постановки вопроса о членстве, а допускает все остальное. Поэтому такое видение дает Украине многое. Но Киев должен уметь этим воспользоваться, подтвердить свой стратегический курс и медленно двигаться. Но эти реформы начинаются внутри. И ничего тут не поделаешь. Я считаю вполне вероятным формирование в Украине единого внешнеполитического курса. Сегодня в украинской внешней политике достаточно людей, которые не имеют завышенных ожиданий. И они способны договориться о приоритетах конкретной работы. И даже восточные кланы и экономические группы заинтересованы в максимально быстром и максимально беспроблемном доступе к европейским рынкам сбыта и финансовым рынкам. В них реально нет другой альтернативы, кроме как принятия европейских правил игры, которые очень сложны. В противном случае Брюссель всегда может сказать, что поставляемая продукция не соответствует тем или иным стандартам и поэтому не может свободно ввозиться на территорию ЕС. Украине выгодно идти на европейские рынки и ей придется принимать европейские правила. В этом случае в ЕС объективно будет меньше причин предъявлять Украине претензии. Готов ли ЕС к секторальному сотрудничеству с Украиной? Пока об этом рано говорить. В принципе я не вижу причин, по которым было бы какое-то вето на такую форму сотрудничества. Но я думаю, что Брюссель захочет в новом рамочном соглашении прописать максимально эту новую структуру отношений. В новое соглашение можно прописать механизмы урегулирования конфликтов, механизмы санкций, юридических, арбитражных.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ