Великобритания была и остается одной из старых стран Западной Европы, последовательно поддерживала Украину на пути интеграции в евроатлантические структуры. Лондон выступал за предоставление Украине Плана действий относительно членства в НАТО уже на саммите Организации Североатлантического договора, проходившем 2—4 апреля в Бухаресте. Как в Британии расценивают отсрочку решения НАТО относительно предоставления Украине ПДЧ? Почему страна, более отдаленная от Украины, чем Германия или Франция, является более проукраинской в этом вопросе и верит в то, что демократические превращения приведут Украину к сердцу Европы? Наблюдается ли в действиях украинского правительства системность и последовательность на пути европейской интеграции? Как может отразиться на имидже Украины, как одной из основателей ООН, вывод миротворцев из Косово? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Временного поверенного по делам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Мартина ХАРРИСА.
— Господин Харрис, что, по вашему мнению, означает для Украины решение саммита в Бухаресте?
— Решение саммита в Бухаресте в отношении Украины является позитивным. Впервые Альянс дал четко понять, что Украина будет членом НАТО. Альянс поддержал заявление Украины о Плане действий относительно членства (ПДЧ). Сейчас начинается работа по привлечению Украины к процессу ПДЧ.
— На самом ли деле были оправданы, по вашему мнению, аргументы стран, сказавших, что Украина еще не готова присоединиться к ПДЧ уже в Бухаресте?
— Все страны НАТО выразили свою поддержку ПДЧ. Следующим шагом будет период интенсивной работы ради подготовки к принятию решения от сегодняшнего дня до декабрьской встречи Министров иностранных дел. Мы надеемся, Украина сможет достичь успехов во многих сферах сотрудничества с НАТО. Мы также надеемся, что украинские лидеры будут больше работать над тем, чтобы объяснить обществу, почему ПДЧ и членство в НАТО позитивны для Украины.
С упрочением молодой европейской демократии старые типы мышления, в частности, устаревшее восприятие НАТО, исчезнут. Каждый день бесчисленными способами Украина становится все ближе к остальным странам Европы. ПДЧ будет могущественным рычагом, который ускорит этот процесс и существенно углубит реформы в экономике, социальной сфере и в секторе безопасности. Это в интересах как Украины, так и НАТО.
— Кстати, не просматривается ли за позицией этих стран российский фактор и, в частности, нежелание Берлина, Парижа, Амстердама дразнить Россию предоставлением Украине ПДЧ?
— Вопрос ПДЧ — это вопрос, касающийся Украины и НАТО. Россия сообщила о своей обеспокоенности, но Украина — это независимая страна, и ее заявление нужно рассматривать по ее сути.
— Кстати, почему ваша страна, более отдаленная от Украины, чем Германия или Франция, является более проукраинской в этом вопросе?
— Я бы не смотрел на это таким образом. В Бухаресте существовало единое четкое видение: все страны-члены Альянса хотят видеть Украину членом НАТО. Также все страны-члены ЕС искренне заинтересованы в успехе Украины. Президент Франции дал новое творческое мышление отношениям ЕС с Украиной. Это очень желательная инициатива, которая, я надеюсь, принесет результаты на саммите ЕС — Украина немного позже.
— Ваш предшественник Посол Тим Барроу в своем интервью «Дню» говорил, что будущие отношения Украины и ЕС будет определять прогресс в реформах. Теперь, с течением времени, как Британия оценивает евроинтеграционную деятельность нашей страны? Видите ли вы системность и последовательность в действиях украинского правительства в этом направлении?
— Я вижу развитие консенсуса относительно евроинтеграции Украины, охватывающее регионы, поколения и партии Украины. Именно этот консенсус позволил Украине достичь важнейшего успеха в экономической реформе за последние годы — завершения переговоров относительно вступления в ВТО. Это был важный шаг в отношениях с ЕС, ведь теперь мы смогли начать переговоры о всестороннем Соглашении о свободной торговле. Я надеюсь, что Верховная Рада сможет ратифицировать Протокол вступления в ВТО в течение ближайших недель.
— Что необходимо еще сделать Украине, чтобы заручиться большей поддержкой среди стран-членов ЕС в реализации своих евроинтеграционных стремлений?
— Главный вызов — это консолидировать большие достижения Украины за последние три года в демократической реформе. Проведение свободных и честных парламентских выборов было большим успехом. Но Украина не должна останавливаться на достигнутом. Она должна и дальше продвигаться вперед с реформами избирательных списков, развивать сильные демократические политические партии, укреплять местное самоуправление, увеличивать дебаты и действенность по-настоящему свободных средств массовой информации. Другой ключевой вопрос — это коррупция. Она действительно тянет Украину назад. Нам нужно увидеть как в обществе, так и в политике настоящую твердую решительность искоренить коррупцию.
— Вы, видимо, знаете, что в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект постановления о выводе украинских миротворцев из Косово. Что дает Украине участие в миротворческих операциях и что, по вашему мнению, потеряет Украина как один из основателей ООН или как это отразится на ее имидже, если она выведет миротворцев из Косово?
— Я понимаю тот шок, в который повергла Украину гибель старшего лейтенанта Игоря Киналя. Это также было шоком для людей в Великобритании. И это удвоило нашу решительность работать с нашими партнерами, в частности, с Украиной, ради обеспечения мира и стабильности в Косово. Мир благодарен Украине и ее вооруженным силам за вклад в миротворческие операции. Мы в Британии очень хорошо знаем, что такие миссии всегда сложны и часто опасны, но они — наша коллективная ответственность, и я уверен, что Украина будет продолжать разделять ее с нами.
— Заметили ли вы прогресс в улучшении инвестиционного климата с приходом к власти правительства Юлии Тимошенко?
— Правительство только что отметило свои первые 100 дней. Были важные достижения. Я уже вспоминал первое из них — завершение переговоров относительно вступления в ВТО. Это даст значительный толчок развитию украинского бизнеса за границей и будет способствовать инвесторам, желающим делать бизнес в Украине. Но все еще необходимо сделать очень многое, особенно в сфере законодательной реформы, чтобы у инвесторов была уверенность в том, что они смогут защитить свои права в украинских судах. Я надеюсь, что Президент и премьер-министр смогут объединить свои усилия ради осуществления большого толчка в этом направлении в 2008 году.
— Как вы оцениваете демократические процессы в Украине, не многовато ли здесь демократии, которую многие украинцы и соседи на севере и востоке называют анархией и беспорядком в противовес порядку в Беларуси и России?
— По широко известному высказыванию Уинстона Черчилля, демократия является худшей формой государственного строя, за исключением всех других, когда-либо существовавших. Парламентская демократия в Великобритании развивалась на протяжении веков. Меня глубоко поражает то, чего Украина достигла за 16 лет своей независимости. Не секрет, что это процесс сложный и нелегкий, но он приведет Украину к сердцу Европы, где она и должна быть.