— Необходимо объективно, беспристрастно разобраться в ситуации, имевшей место 9 марта. В связи с этим я обратилась к председателю Киевского городского суда господину Зубцу с заявлением об отмене постановлений Подольского, Харьковского, Шевченковского, Печерского, Старокиевского, Московского и др. судов города Киева от девятого марта относительно привлечения студентов и журналиста Дмитрия Шурхало (подробнее об этом на 2-й стр. — Ред .) к административной ответственности. Речь в этом заявлении шла о том, что 11 марта я, руководствуясь законом об украинском омбудсмане, осуществила проверку соблюдения прав задержанных граждан в райуправлениях милиции города и спецприемнике для административно осужденных лиц. Во время этой проверки ко мне лично обратилось 25 лиц из числа задержанных девятого марта. Это были преимущественно студенты различных вузов государства, которые были привлечены к административной ответственности. По их мнению (кстати, такой является и моя позиция, ведь я выяснила это во время проверки), они были незаконно задержаны. Поскольку эти студенты не совершали мелкого хулиганства, не ругались нецензурной бранью и не нарушали общественный порядок, как это сказано в постановлениях судов. Все эти студенты прибыли на учредительный съезд общественного объединения «За правду». К тому же, как было мной выяснено, во время рассмотрения дел этих студентов, судьями была возбуждена статья 59 Конституции Украины и 271 Кодекса об административных нарушениях относительно права на правовую помощь. Дело в том, что обжаловать постановление суда осужденные не имели возможности, ибо постановление о привлечении к ответственности на руки им не выдавали.
Именно этим было нарушено положение статьи 32 Основного закона, которая гарантирует каждому защиту прав, а также право опровергать недостоверную информацию о себе, а также пункт седьмой 129 статьи Конституции Украины относительно гласности судебного процесса. Вместо этого на самом деле судопровождения в большинстве судов происходили в помещении режимных учреждений районных управлений милиции. На самом деле суды имеют право на выездные заседания, но они должны быть гласными и открытыми, что не было обеспечено. К тому же судьи нарушили статью 276 Кодекса об админнарушении, относительно рассмотрения нарушений по месту их совершения. Т.е. большинство студентов были задержаны в Железнодорожном районе, а рассмотрение дел осуществляли суды других районов.
— Какими являются условия содержания задержанных?
— Я выяснила, что они не получали почти никакого питания, им не была предоставлена возможность сообщить родным и близким о своем местонахождении. И после встречи с задержанными мы обзванивали различные города Украины и сообщали родственникам, где находятся их дети. У нас существует проблема — когда человека задерживают на трое суток, то ни одной копейки не предусмотрено для его содержания. Следовательно, люди обречены голодать.
— Будете ли вы отслеживать ситуацию?
— Мое обращение отправлено сегодня (вчера. — Ред. ) господину Зубцу, который имеет право отменить эти постановления. Т.е. тут я становлюсь на сторону студентов, которые, по моему мнению, были незаконно арестованы. И я хочу, чтобы сейчас суд рассмотрел мое заявление. Это первый и главный шаг, ведь невинные люди сейчас находятся на нарах, за решетками. Мы должны отличать тех, кто участвовал в драках и избиениях, и тех, кто принимал участие в мирных демонстрациях.