Напомним, в конце прошлого года украинское правительство приняло решение об инвентаризации имущества, переданного Черноморскому флоту России. Большинство экспертов сходилось тогда во мнении, что Киев таким образом пытался «усмирить» намерения Москвы повысить цены на газ. Однако газовый спор уже урегулирован и гипотеза об увязывании двух переговорных процессов звучит очень неубедительно. Может быть, это своеобразная месть Москве за причиненные «газовые неудобства»? Или же, как считают некоторые наблюдатели, предвыборный ход украинских властей?
И то, и другое может иметь место, однако, исходя из фактора тех же парламентских выборов, подобная акция довольно рискованная и в чем-то авантюристская, поскольку сложно предвидеть ее последствия как внешне, так и особенно внутриполитические. Карту ухудшения отношений с Россией будут «разыгрывать» оппозиционные силы. Карту примирения с Москвой будут стараться «разыграть» провластные политики. Второе, естественно, намного сложнее, а при определенном стечении обстоятельств может оказаться и невозможным...
Украинские дипломаты в неофициальных беседах опровергают подобные версии, подчеркивая, что сложности в вопросе использования российским флотом украинских объектов существуют уже не один год, поэтому рано или поздно кому-то необходимо было взяться за их разрешение. В украинском правительстве решили, что такое время наступило. В России к такому развитию событий оказались неготовыми.
Начались «маячные войны» на прошлой неделе. Утром 13 января охрана Ялтинского морского торгового порта не пропустила на территорию маяка смотрителя Виктора Полищука, а позже и представителей гидрографической службы Черноморского флота. В то же время на маяк прошли представители порта и украинского предприятия «Укргосгидрография». Информационные агентства России заявили о «захвате украинцами российского имущества». МИД Украины в ответ подчеркнул, что все объекты навигационно- гидрографического обеспечения на морском побережье Крыма, включая маяк Ялтинского морского торгового порта, являются собственностью Украины, а базовые соглашения, которые регулируют правила временного пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, не предусматривают передачи в аренду ЧФ РФ объектов навигационно-гидрографического обеспечения, и «более того, это запрещено законодательством государства». По информации дирекции Ялтинского морского порта, ялтинский маяк вообще с 1998 года официально закреплен за Северным филиалом государственного предприятия «Укргосгидрография».
Спор о принадлежности маяков и других гидрографических объектов между представителями Украины и Черноморского флота идет вот уже более семи лет. Во время раздела ЧФ речь шла только о кораблях, а вся наземная инфраструктура, согласно договорам, должна принадлежать тому государству, на территории которого она находятся. Маяки в аренду России не передавались, поскольку, согласно международному законодательству, безопасность мореплавания должна обеспечивать та страна, которой принадлежит береговая акватория и порты. Оказалось, что обслуживание маяков — прибыльное дело, поскольку мореплаватели платят так называемый маячный сбор, и Черноморский флот решил не выпускать эти доходы из своих рук, тем более, что все объекты уже готовы и затрат не требовали. С тех пор требования украинской стороны передать маяки не имели успеха. Тогда предприятие «Укргосгидрография» обратилось с иском в Хозяйственный суд, который и обязал Черноморский флот передать маяки и другие гидрографические объекты украинской стороне. В ответ Черноморский флот выставил на маяках вооруженную охрану и не допустил на их территорию представителей Украины и судебных исполнителей. Таким образом, по данным лидера Всеукраинского молодежного объединения «Студенческое братство», Олега Яценко, который после пикетирования маяка на мысе Сарыч провел пресс-конференцию в Симферополе, Россия задолжала Украине более 30 миллиардов американских долларов за обладание крымскими маяками с 1993 года. Кроме того, эта организация заявила, что Черноморский флот с января 2006 года не прекратил практику субаренды, несмотря на то, что его командование в декабре прошлого года официально заявляло о таком своем намерении. По словам Олега Яценко, на днях «Студенческое братство» совершило поездку к острову в бухте Казачья и выявило, что «этот остров находится в незаконной субаренде у фирмы «Акар», где, кстати, находится памятник морской пехоте времен Великой Отечественной войны, и он является достоянием всего украинского народа, и, очевидно, не может быть переданным в какую-либо аренду».
МИД России обратился к Украине за официальным разъяснениями по поводу инцидента вокруг Ялтинского маяка, сообщил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. В Ялту вместе с представителями командования Черноморского флота выехали генконсул России в Симферополе и сотрудник посольства России в Киеве, сообщил представитель МИД. При этом МИД РФ сообщил, что инцидент вокруг Ялтинского маяка не может не омрачить атмосферу российско-украинских отношений.
«Произошло событие, которое не может не омрачить атмосферу российско-украинских отношений, что тем более досадно в свете конструктивных итогов состоявшейся на днях в Астане встречи президентов России и Украины», — говорится в комментарии официального представителя МИД. «Этот инцидент трудно не рассматривать как попытку определенных сил Украины в очередной раз осложнить ситуацию вокруг Черноморского флота, затевая разного рода провокации, препятствующие нормальному режиму работы его навигационно-гидрографического объекта», — считает Камынин.
По утверждению российских гидрографов, украинцам удалось захватить Ялтинский маяк лишь потому, что объект не имеет постоянного обслуживающего персонала. «Маяк находится на закрытой для посторонних и охраняемой территории Ялтинского торгового порта и работает в автоматическом режиме. А вот на Сарыче или Херсонесе круглосуточно несется вахта и просто так его не захватишь», — подчеркивают в Гидрографической службе ЧФ. Они говорят, что в ближайшем выпуске российских «Извещений мореплавателям» будет напечатано, что в связи с незаконным захватом Ялтинского маяка украинскими властями и невозможностью контроля за его работоспособностью, Россия официально объявляет акваторию Ялтинского порта и подходы к нему опасным для плавания районом… По мнению министра транспорта Украины Виктора Бондаря, это не будет иметь большого значения, поскольку современные суда используют старые маяки только как вспомогательные навигационные средства, а основными являются радиомаяки, которые в Украине работают исправно. К тому же, если подобное извещение будет распространено, то представителям ГС ЧФ придется нести ответственность за преднамеренную дезинформацию мореплавателей, поскольку Ялтинский маяк продолжает работать в нормальном режиме.
КОММЕНТАРИЙ
Александр ЧАЛЫЙ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины:
— Новый виток обострения в отношениях с Россией является не совсем понятным, поскольку происходит сразу после встречи Президента Виктора Ющенко с российским коллегой в Астане. Такая десинхронизация во внешней политике, которую проводит Украина, не прибавляет позитивного имиджа государству. Проблема использования навигационного оборудования всегда была в повестке дня украинско-российских отношений. Бесспорно, Украина имеет легитимные основания большего контроля над маяками в соответствии с положениями соглашения об аренде ЧФ. Однако совпадение во времени с парламентскими выборами, на мой взгляд, вносит эмоции в рассмотрение этой проблемы, политизирует ее и как результат не позволит Украине максимально реализовать свои интересы. Необходимо концептуальное видение места Украины в глобальном мире и отношениях с Россией. Украина должна перехватить инициативу, она сама должна формировать новую концепцию, которая бы отражала новый баланс. К сожалению, мы все время атакуем или защищаемся, в то время как нужна более конструктивная, концептуальная работа. Это дало бы возможность перевести украинско-российский диалог из противостояния или неожиданных «успехов» (например, газовое соглашение) к предсказуемости.