Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

МЕЦЕНАТЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Что значит возвращаться домой?
6 февраля, 2004 - 00:00


На другом континенте, в солнечной Филадельфии, на одной из ее зеленых улиц, в небольшом двухэтажном доме живут Роман и Владимира Василишины — семья талантливых художников из Украины. Он — художник-график, который по-новому открыл романтику и красоту своей земли для иностранцев. Она — поэтесса, чьими произведениями зачитывается украиноязычная диаспора США.

Говорят, если не прислушиваться к Божьему дару, который шепчет тебе пусть даже едва слышно, божий дар становится проклятием. Но, такие слова — не об этих людях высокого духа и чистого таланта. Владимира Василишина с раннего детства знала, что такое литература и в чем ее сила. Отец — известный литературовед-критик Владимир Дорошенко, директор библиотеки Научного Общества им. Тараса Шевченко и мать — учительница-галичанка, крестница самого Василия Стефаника...

Было бы действительно странно, если бы она не написала первый сборник уже в 13 лет. И ее тонкая лирика, которая прячется за псевдонимом Миры Гармаш, и острая сатира, которую можно найти под именем Ивги Жак («Этот Ежик пишет отважно. Узнаешь, что хороший поэт!» — такими были отзывы на первые шаги пани Владимиры в мир сатиры, сделанные с помощью филадельфийського журнала «Лис Микита»), живя и подпитываясь энергией украинского языка, родными образами и реминисценциями, имеющими единственную цель — пристать хотя бы лодкой к берегу родной литературы. Талант Романа Василишина также оценен за границей очень высоко: он, художник-график и скульптор, не раз заставлял иностранцев останавливаться и затаить дыхание перед картинами, с которых веяло свежестью, силой, свободой жизни Украины. Сквозь тематику, которая выражает его обычную жизнь за пределами Украины, ярко выступают украинские мотивы, события, проступают фигуры национальных героев. Например, среди цветных гравюр по дереву пана Романа доминируют «Високий замок» во Львове, «Гайдамаки», «Казацька фльота», «Великий Митрополит» (портрет Андрея Шептицкого), «УПА». Его работы выставлялись в различных городах Соединенных Штатов Америки, в частности в 1988 г. демонстрировалась большая выставка (в течение семи недель — согласитесь, это высокий показатель!) в музее Исторического Порта, на которой автор представил 85 работ графических, живописных, скульптурных. Его произведения вместе с произведениями других американских художников демонстрировались на выставке по случаю 200-летия США в Париже.

«Україні»
Ні, Тебе не знайти,
Всюди інші поля,
Інші люди, мости
І затьмарене небо.
Ми шукаєм Тебе,
Ми не знайдем ніде,
Нема кращої в світі За Тебе.
Труть колеса асфальт
І свистить вітру альт,
В’ються сірі безмежжя дороги...
Як до Тебе дійти?
У серцях тільки Ти,
Тільки стелиться
Біль наш під ноги.
(Мира Гармаш. 19.07.1969)

Рассказывая о супругах Василишиных, важно понять, как это: быть далеким от своей земли, гостем в своем доме. И видеть в снах родные леса, горы, реки, ощущать почти на ощупь шелк родной травы, песок знакомых босым ногам тропинок, а, просыпаясь от телефонного звонка, слышать в трубке: «Hello! «

...Эмигрировали Роман и Владимира из Украины после Великой Отечественной войны, оставляя свой мир в надежде на чужбине найти то, чего этот мир дать не смог, — гарантию свободному сердцу, что оно будет иметь право жить и будет иметь право на счастье... 1945 г. пани Владимира оказалась в Праге, потом — в Мюнхене. Через четыре года переселилась в Америку и осела там в Филадельфии. Роман Василишин также, живя сначала в Германии, через некоторое время переселился в США, где и встретил свою будущую жену.. Знали ли они, что вскоре сама мысль о возвращении домой будет представляться им целительной? Покажите птичке клетку, чтобы поверила она, что свободна.

Недавно Роман и Владимира Василишины еще раз засвидетельствовали свое неравнодушие к происходящему у них на Родине, передав значительную сумму на строительство нового читального зала научной библиотеки Национального Университета «Острожская академия». Пани Владимира и пан Роман ни разу не были в Острожской академии и даже не знакомы с ее ректором, профессором Игорем Пасечником. Производит впечатление доверие этих щедрых меценатов из-за рубежа у тех, кто строит Острожскую академию, поднимает ее из древней пыли прославленного исторического прошлого, и имплицитно вместе с ней и целое украинское государство. Ведь только человек, который всегда следует своим убеждениям, принципам, никогда не изменяет своим правилам, способен (способен, еще и до сих пор. Кто бы там и что ни говорил!) настолько доверять другим. Интересно, что в поступке этих щедрых зарубежных меценатов есть большая доля символизма, о котором они и не догадывались. Дело в том, что в Национальном университете «Острожская академия» фамилия Василишин ассоциируется только с чувством искренней любви к Родине, патриотизмом и истинным желанием сделать все возможное для своего государства, ведь неизменным протектором Острожской академии является председатель Ровенского областного совета, академик Острожского Академического Братства господин Роман Василишин — двойной тезка нашего зарубежного мецената. Фамилия Романа Даниловича Василишина как человека, который непосредственно сыграл значительную роль в возрождении Острожской академии и постоянно заботится о ее дальнейшем развитии, заслуженно высечена на стенах университета. Поэтому мы уверены, что это счастливое совпадение для нашего заведения не является случайностью, а божьей закономерностью.

Национальный Университет «Острожская академия» занят строительством нового читального зала научной библиотеки уже около трех лет. Каждого, кто видит воплощение этого смелого проекта, поражают результаты работы, которая уже приближается к завершению. Воплощает такие смелые планы в реальность Международный благотворительный фонд возрождения Острожской академии при поддержке меценатов из Украины и из-за рубежа, в частности с помощью со стороны «Фонда друзей Острожской академии» — благотворительной организации украинцев в Соединенных Штатах Америки. Именно через этот Фонд супруги Василишины внесли свое щедрое пожертвование на строительство библиотеки, а уже потом завязалось наше письменное общение. Вот так случайно с одной стороны, и совсем неслучайно — с другой, и открыла для себя Острожская академия искреннее, выстраданное, вынесенное из собственного горького опыта творчество талантливых супругов Василишиных, которое, по нашему мнению, заслуживает быть оцененным и среди широкой украинской общественности. Творчество Владимиры и Романа Василишиных могло бы многому нас научить — как любить свой дом, свою землю, безапелляционно, без всяких но, по-матерински преданно. Поступки их могли бы нас научить еще большему — как вдохнуть в свою любовь жизнь. Могли бы... в идеале... если бы украинцы знали об этих произведениях, поступках, словах и наследии.

Заковане сонце,
обвуглений гай,
Вдовице-Волине,
Не плач, не ридай!
Надщерблений меч — Чуєш?
— гострять в Острозі
З’являться сини
На твоєму порозі.
Мира Гармаш (6.11.1972.)

Мы должны сделать какие-то выводы. Почему у нас так много авторов, чьи произведения пользуются безумной популярностью, и в то же время не слишком нагружают себя какой-то ответственностью, воспитательной, этической или эстетической функциями, не несут в себе ничего нового (максимум, что читатель может почерпнуть из такой «литературы» — это знание, что и так, оказывается, можно писать.). И почему остаются без внимания искренние мелодии искреннего сердца, пусть даже они доносятся — из далека... У пани Владимиры есть очень красивая лирическая поэма, которая действительно заслуживает того, чтобы быть прочитанной и перечитанной — «Марія Люїза». Она была издана в 1973 г. в Филадельфии очень маленьким тиражом. К нам в Украину книга попала вообще в виде ксерокопии с последнего экземпляра, а переиздание ее, как написала сама поэтесса в письме в Острожскую академию: «теперь нецелесообразно, потому что читательская публика уже отошла из этого мира»... Грустно... потому что когда-то нас учили, что искусство — вечно и бессмертно.

Мы таки должны сделать какие-то выводы. Ведь, если бы не стечение обстоятельств — знакомство Романа и Владимиры Василишиных с представителями Фонда друзей Острожской академии, и, если бы не последующее их знакомство с самой академией, возможно, искусство талантливых эмигрантов еще надолго бы оставалось неизвестным их соотечественникам.

Все возвращаются, рано или поздно. В свой дом. Только... один приходит, как герой (с щитом или на щите) — узнав мир, достойно пройдя испытания и мудро обойдя все искушения, отмеренные ему судьбой. Другой возвращается блудным сыном, прячет взгляд в родительских ладонях, прося прощения. Третий вообще появляется только в гости — вдохнуть полной грудью свободы, взглянув на себя — каким был, спокойно заснуть в маленькой кроватке своего детства, чтобы... уйти назад, туда, где мир будней не оставляет места для сказок. А четвертый возвращается мысленно. Каждое мгновение и каждым словом устремляясь домой, то победителем с гордой осанкой, то блудным сыном в объятия родителей, то взрослым и, казалось бы, совсем чужим гостем, переступая родной порог.

Именно такими людьми, для которых счастье возвращаться домой заключается в ежедневном труде, шлифовании себя и своих мыслей, являются супруги, украинские художники в эмиграции, Роман и Владимира Василишины.

Яна КУТЬКО, студентка II курса, специальность документоведение и информационная деятельность Национального Университета «Острожская академия»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ