Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ми мусимо навчитися чути себе українцями»

28 августа, 2006 - 20:29
ВИКТОР ЮЩЕНКО ВОЗЛОЖИЛ ЦВЕТЫ НА МОГИЛУ ИВАНА ФРАНКО НА ЛЫЧАКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ ВО ЛЬВОВЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В Нагуевичах, поднявшись на самый высокий пригорок, посмотрела на дорогу и увидела сплошной человеческий поток. Из- за неровностей на дороге показалось, что люди «стекаются» за горизонт, делая этот поток бесконечно длинным. Большинство людей шло в вышиванках, а многие специально для такого дня приобрели сорочку или стилизованный под национальный современный наряд, предварительно готовясь к праздничной дате, когда вся Украина будет отмечать юбилей своего выдающегося сына, 150-летие Ивана Франко, и приедет в его колыбель, приедет посмотреть на кузницу кузнеца Якова Франко, которая стояла у самой дороги, о которой его сын Иван написал: «На дні моїх споминів і досі горить той маленький, але міцний вогонь…Це вогонь у кузні мого батька. І мені здається, що запас його я взяв дитиною в свою душу на далеку мандрівку життя».

И можно с уверенностью сказать, что именно за этим теплым, семейным, согревающим душу огнем шли люди. К шумным празднованиям уже привыкли. Было их много, отчаянно глядя на фейерверки и пытаясь забыть хоть на этот миг заботы, терзающие душу. Нуждаемся в уже несколько ином празднике — осмысленном, духовном, который наступает, когда торжественно одеваешь любимую сорочку. Причем не просто на вымытое тело, а на готовую к торжественному событию душу, нуждающуюся в празднике мудрости. Поэтому не мне одной показалось, что юбилей Франко наступил как-то очень вовремя. Именно сейчас стоит не еще раз вспомнить, а просто вычеканить в сердце украинцев слова Франко, сказанные им в «Одвертому листі до галицької української молодежі»: «Мы мусимо навчитися чути себе українцями — не галицькими, не буковинськими, а українцями без офіційних кордонів…» И то, что эти слова звучали не только из официальных микрофонов, а в толпе, просто в разговорах, когда ждали приезда Президента Ющенко, обнадеживает, что в Украине все же что-то меняется.

Стоит немного рассказать о Нагуевичах — село на Дрогобытчине, где родился и где прошло детство Франко. Тут он часто бывал, когда учился во Львове и Дрогобыче, сюда приезжал позже со своей семьей на отдых и для работы. Родной дом становился приютом после второго ареста для еще молодого и позже для уже больного Франко.

Иван Якович любил Нагуевичи и они любили его. Как только по селу распространялась весть, что приехал Иван Франко, в родительский дом спешили люди. Они просили написать какое-то ходатайство или нуждались в совете или просто хотели услышать, что делается в мире. Рассказывали о своей нужде и разных приключениях, которые потом служили канвой для сюжетов его литературных трудов. Многие односельчане становились героями или прототипами произведений: сельский священник Иосиф Левицкий, дьяк Василий Гром, писарь Кость Думяк, родной отец Яков, кузнец. А другие помогали ему записать, оставить в памяти потомков народное творчество. Кстати, Франко посвятил своему селу много научных трудов, например «Неолітичні знахідки в околицях Нагуєвич і їх сучасні уживання», «Коляда в Нагуєвичах», «Спалення Упирів в селі Нагуєвичі в 1831 р.», «Лесові шкоди, кари в Нагуєвичах», «Татарські напади на Підгір'я». И в общем из своего колоссального литературного наследия в Нагуевичах создал много, в частности, повесть «Захар Беркут», много рассказов, стихов, переводил сонеты Шекспира, «Фауст» Гете, «Мертвые души» Гоголя на украинский, исследовал Шевченко и переводил его произведения на немецкий язык. При этом успевал работать на земле как обычный крестьянин, и часто жил в плохих материальных условиях, не имея ни обуви, ни лампы, чтобы работать по вечерам.

Сегодня музей-усадьба восстановлена именно такой, как ее описал Франко в воспоминании «Моя вітцівська хата». «Моя батьківська хата була під солом'яним стріхом, пошита китицями з житньої соломи. Вона була збудована правдоподібно що при кінці ХVIII ст. в часі першого оселення Нагуївської Слободи, а мати мого вітця десь у 20 рр. ХIХ ст. купила її з усім обійстям, з 12 прутами поля та усіма господарськими приладами. Звичаєм майже всіх підгірських хат вона була орієнтована вікнами на полудень, мала дві обори... В хаті було дві кімнати, долішня, де стояла глиняна піч, при ній припічок і запічок».

Трудно поверить, что мальчик, родившийся в этой хате, потеряв отца в 8 лет, а потом и мать, все таки читал на греческом, латыни, старославянском, понимал идиш, арабский, венгерский, итальянский, французский, английский, возможно, еще какие-то языки, нужные для работы. А свободно писал на немецком, польском, русском. Докторскую диссертацию блестяще защитил в Вене, а вот профессором Львовского университета так и не стал, потому что «мужик» и «социалист» не имел права работать профессором цесарского университета…Более пяти тысяч трудов в различных отраслях литературы и науки принадлежат его перу. Но вот о чем особо следует сказать сейчас. Хотя всегда знали, но как-то несколько удивленно (может из-за сумятицы, что Франко какое-то время цитировали не так громко, как следовало) вспомнили, что на все наши современные общественно-политические проблемы находим спасительные советы у Франко. Еще готовясь к юбилею небольшое дрогобыцкое издательство «Коло» выпустило в свет отдельную книгу «Мойсей» Великого Каменяра с прекрасной вступительной статьей Дмытра Павлычко. Там есть такие слова: «Ми живемо в часи, коли майже всі перепроби, які нашому народові й нашій державі необхідно пройти, Франко передбачив, описав, і, щоб нам не збитися з дороги, програмно опрацював.

Процеси внутрішньої сконсолідованості народу — власне, витворення нації із етнічної маси українців, взаємини українців із своїми владними провідниками, проблеми будівництва демократичного ладу, в якому повинні бути пошановані соціальні, економічні, творчі права людини, наші стосунки з державами-сусідами та з Європою — щодо всього знаходимо проникливі поради у Франка».

Кстати, это не такое уж и мощное и не такое, как хотелось бы, богатое издательство сделало столько, сколько должны бы сделать большие учреждения. Часто себе в убыток издавало Франко, причем довольно репрезентативно. Хотя это стало возможным при условии такой же бескорыстной деятельности Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, где учился Великий Каменяр и где это добро помнят. Впервые совместно издан научно-литературный сборник «Иван Франко в школе», три толстых тома франковедческих исследований, каждый из которых посвящен отдельной теме (в частности — Франко и религия, Франко и польская культура), где напечатаны исследования ученых из Украины и зарубежья. А особой гордостью дрогобытчан стало трехтомное издание избранных произведений. В первом томе — стихи и поэмы из ранних произведений, во втором — проза, среди которой нет хрестоматийных произведений, и в третьем — литературоведческие и публицистические статьи, не вошедшие по известным политическим причинам в 50-томное издание, выпущенное 20 лет тому назад. 100-томного мы, к сожалению, не дождались, поговаривают на это еще потребуется целым институтам работать лет 5—7. Так много и так разносторонне творил Великий Каменяр. Море статей напечатал в зарубежных изданиях, многие из них еще на украинский не переведены, и авторство Франко некоторых еще не доказано.

Да, многое еще не сделано и можно с горечью утверждать, что ко многим вещам просто руки не дошли. Последние месяцы подготовки к юбилею совпали со сложным политическим временем. Комитет по подготовке к юбилею «трясло», потому что как бы он не работал, деньги из государственного бюджета в область попадали с опозданием. И все же нельзя говорить, что к юбилею плохо подготовились, «выплыли» благодаря энтузиастам. Если государство выделило 18 миллионов гривен, то еще пять спонсорских, необходимых, что называется — позарез, удалось собрать. Часть потратили на ремонтно-реставрационные работы на объектах, связанных с именем Великого Каменяра, — восстановлена усадьба-музей в Нагуевичах, создается новая экспозиция, произведен ремонт во Львовском литературно-мемориальном музее Ивана Франко. Теперь и дорога в Нагуевичи нормальная и газ подведен, наконец, к границе села, и Дом литератора на месте бывшей котельной восстановлен, капитальный ремонт идет в Доме культуры, отремонтировано почтовое отделение. А вот школа, в которой учился Франко, в селе Ясенисска-Сильна, дай Бог, будет отстроена к новому году.

Что касается праздничных событий, то кульминацией торжеств стал приезд Президента Ющенко во Львов и его посещение Нагуевичей. Тут Президент выступил перед многочисленными гостями, приехавшими в село со всех уголков, причем не только с Украины, но и с Польши, Хорватии, Словакии, России.

— Нагуевичи — село, родившее мировое имя, — сказал он. — Вспомните, с какой тщательностью, вниманием и любовью этот человек учил нас говорить об украинской нации, об украинском патриотизме. Простите, не галицком, не буковинском, а — украинском. И как развивать украинскую нацию — не галицкую, не буковинскую, а на всей территории . Учил корректно, терпеливо, а на всей территории…» Президент отметил также, что продолжая идеи Франко, украинцы должны быть мужественными и терпимыми, они должны подать друг другу руки ради главного — соборности украинского государства. Сегодня самая большая угроза Украине — не полки Муравьева, как когда- то, а стремление разъединить народ Украины…

Виктор Ющенко возложил цветы к памятнику Великого Каменяра, осмотрел также обновленную усадьбу родителей Ивана Франко и лично осуществил спецпогашение почтовой марки, которую к юбилею Франко выпустила «Укрпочта». Спустя два часа во Львовском оперном театре Виктор Ющенко, остановившись на теме: «Франко и государство», повторил мнение Каменяра из статьи «Поза межами можливого»: «...Синтезом усіх ідеальних змагань, будовою, до якої повинні йти всі цеглини, буде ідеал повного, нічим не в'язаного і не обмежуваного (крім добровільних конструкцій, яких вимагає дружнє життя з сусідами) життя розвою нації. Все, що йде поза рами нації, — се або фарисейство людей, що інтернаціональними ідеалами раді би прикрити свої змагання до панування одної нації над другою, або хоробливий сентименталізм фантастів, що раді би широкими «вселюдськими фразами покрити своє духовне відчуження від рідної нації.» Эту фразу нужно знать не для того, чтобы бездумно верить в это, а чтобы в этом свете увидеть Ивана Франко и себя самого.

Как известно еще перед войной украинская общественность начала ходатайство о выдвижении кандидатуры Ивана Франко на соискание Нобелевской премии. Эти старания активно поддержали общественные деятели из разных европейских стран. Однако 28 мая 1916 года, за три месяца до своего 60-летия выдающегося сына украинского народа не стало. А Нобелевскую премию — такое правило — присуждают только живым…

«Франко не стал Нобелевским лауреатом, — сказал Виктор Ющенко, — однако представители народа, которому он служил, обязательно будут удостоены такой чести. Нам нужно осуществить культурный прорыв в мир, который в значительной степени не знает нас.» Президент подчеркнул: нам нужно академическое многотомное издание истории Украины, англоязычная энциклопедия Украины и мирового украинства. Следует закончить работу над 100-томным полным изданием произведений Ивана Франко. В завершение речи на торжественной академии Виктор Ющенко сообщил о подписании нового Указа Президента Украины. Нужно признать, этот Указ львовяне восприняли с особым удовольствием, ведь статус национальных получили и музей-усадьба Ивана Франко в Нагуевичах и литературно-мемориальный музей Ивана Франко во Львове. Из указа стало известно —в Украине будет наконец Государственная премия имени Ивана Франко, которую будут присуждать за заслуги в области литературы и переводческой деятельности. Во Львове будет создан музей литературы и ежегодно будет проводиться праздник «Я син народу, що в гору йде». В Киеве, наконец, будет работать литературно-мемориальный музей Франко, а памятники Франко будут и в столице Украины, и в Харькове.

Также своим приказом Виктор Ющенко наградил за большой личный вклад в увековечение памяти Великого Каменяра орденом «За заслуги» II степени Мирослава Скорика, композитора, народного артиста Украины, и большую группу львовян — орденом «За заслуги» II степени и Почетными званиями «Заслуженный деятель искусств Украины», «Заслуженный работник культуры», «Заслуженный деятель науки и техники Украины.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ