Вчера украинское информационное пространство получило солидную дозу социологических рейтингов. «Прививки» делались как штабами, сторонниками и сочувствующими кандидатов, так и социологическими фирмами, которые позиционируются на рынке как независимые.
Были обнародованы результаты социологического опроса, проведенного в Украине российским фондом «Общественное мнение» (выборка — две тысячи респондентов). Они свидетельствуют, что рейтинги Ющенко и Януковича сравнялись — за каждого из них в первом туре готовы проголосовать 32% респондентов, а во втором — по 38%. Данные распространил Российский клуб.
Результаты же украинских социологов отличаются. Разрыв между основными кандидатами президентской гонки — В. Ющенко и В. Януковичем — практически не изменился и составляет, по состоянию на 29 сентября, в первом туре, 6,7%, и во втором — 7,6% в пользу Ющенко. Такие рейтинги обнародованы вчера пятью авторитетными украинскими социологическими организациями — фирмой «Социс», КМИС, Центром «Социальный мониторинг», Центром им. А. Разумкова и Фондом «Демократические инициативы». При этом региональное распределение электоральных симпатий таково, что в конце сентября в первом туре выборов В. Ющенко больше всего голосов набрал бы в Западном регионе (71%) и Центральном (41%), тогда как В. Янукович получил бы преимущество в Восточном регионе (48%) и Южном (34%), сообщает Ирина КУХАР .
Социологи также поинтересовались тем, участвовало ли население Украины в сборе подписей за кандидатов. По словам президента Центра «Социс» Николая Чурилова, если внимательно подсчитать собранные и поданные в ЦИК 24 кандидатами подписи, то в сумме выйдет более 30 миллионов подписей, что не соответствует действительности. «Только 27% респондентов, т.е. 11-12 миллионов украинцев, ответили, что ставили свои подписи за того или иного кандидата», — отметил социолог. «Я думаю, что 30 надуманных миллионов существуют только на бумаге», — подытожил М. Чурилов.
«Большинство украинцев, находящихся за рубежом, не знают, как им участвовать в президентских выборах, а также мало знакомы с программами кандидатов в президенты», — таковы результаты опроса, проведенного в сентябре Институтом евроатлантического сотрудничества в десяти странах с наибольшим количеством украинских трудовых мигрантов. Исследование было представлено вчера во время «круглого стола», проведенного при участии комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции. Официальных данных о количестве наших сограждан, которые по тем или иным причинам живут и работают за рубежом, нет. Неофициальные оценки достигают семи миллионов — более, чем пятая часть всех избирателей.
Результаты исследования Института евроатлантического сотрудничества не претендуют на репрезентативность. Из-за отсутствия достоверной статистики сложно нарисовать демографический портрет украинской трудовой миграции. Опрос проводился по методике «заполнил анкету сам — передай другому». На вопросы отвечали украинцы, живущие в разных населенных пунктах Испании, Португалии, Канады, Италии, Чехии, Польши, США и Греции. В России были опрошены только жители Сургута, в Великобритании — лондонские украинцы. Электоральная активность украинцев за рубежом выглядит очень высокой: 95% информированы о самом факте проведения выборов президента, 86% хотели бы участвовать в них. 73% опрошенных воспринимают президентские выборы как очень важные лично для себя, 40% надеются, что после избрания нового главы государства общая ситуация в Украине изменится к лучшему. 74% определились, за кого хотели бы проголосовать. Из них 78,84% собираются отдать свой голос за Виктора Ющенко (в Сургуте его назвали своим кандидатом 78% опрошенных), 3% — за Александра Мороза, 2,5% — за Виктора Януковича.
Центральная избирательная комиссия утвердила организацию 113 зарубежных участков для голосования — при украинских дипломатических миссиях. Исходя из максимальных оценок количества наших граждан за рубежом, можно подсчитать, что на каждый такой участок в среднем приходится около 62 тысяч избирателей. Очевидно, что практическая реализация такого распределения просто невозможна, и можно представить, сколько украинцев не воспользуются правом голоса.
По подсчетам народного депутата Юрия Ключковского, 113 участков охватят только 200 тысяч избирателей. Впрочем, как заверил участников «круглого стола» заместитель министра иностранных дел Украины Валентин Наливайченко, внешнеполитическое ведомство обратилось к ряду стран с просьбой об открытии дополнительных избирательных участков — в других городах, кроме тех, где расположены украинские посольства или консульства. Украинское законодательство предусматривает такую возможность, однако от Канады, Греции и Германии уже получен отрицательный ответ — открытие дополнительных украинских участков противоречило бы их законодательству. А заместитель государственного секретаря США заявил, что Вашингтон не гарантирует «безопасность и статус участкам, которые, возможно, будут открыты за пределами дипломатических представительств Украины», сообщил Валентин Наливайченко. (Ему пришлось отвечать на все «организационные» вопросы участников дискуссии — представитель Центральной избирательной комиссии на «круглый стол» не пришел).
Заместитель министра иностранных дел опроверг упреки в недостаточной информационной работе своего ведомства. По словам Наливайченко, на веб- страницах украинских посольств размещены все необходимые сообщения об организации выборов, обладают этой информацией и центры украинцев за границей.
Главное сообщение, которое МИД стремится донести до наших соотечественников: для участия в выборах не нужно состоять на консульском учете, достаточно иметь паспорт гражданина Украины. Те же, кто зарегистрирован в консульствах (по результатам опроса, таких только 26%), будут внесены в предварительные списки избирателей и смогут проголосовать, предъявив любой документ, удостоверяющий их личность. В странах СНГ, где пребывание украинцев возможно без заграничного паспорта, будут голосовать по обычному, внутреннему.
Однако основания для обеспокоенности проблемой зарубежного голосования остаются. Многие ли украинские трудовые мигранты пользуются веб-сайтами посольств? Действительно ли все украинские общины имеют достаточно информации? Как быть тем, кто хочет участвовать в выборах, но не сможет преодолеть для этого тысячи километров до участка? Как избежать двойного занесения граждан в «родные» и зарубежные списки избирателей? Как регламентировать ответственность членов участковых комиссий за границей, которыми во время предыдущих выборов были члены семей дипломатов? Очевидно, все это создает возможность как для манипуляций, так и для того, чтобы поставить под сомнение демократичность голосования за рубежом. А его ход не только покажет отношение страны к своим гражданам и реальную способность обеспечить их права, но и скажется на легитимности победителя выборов. Если республиканской администрации США не могут забыть Флориду, то новой администрации Украины вполне могут припомнить зарубежный округ.