В Киеве было выявлено более тридцати детей школьного возраста, которые на протяжении уже нескольких лет не ходили в школу. В целом же на 1 сентября текущего учебного года по Киеву был зарегистрирован 61 учащийся, уклоняющийся от обучения в школе, а вот к концу первой четверти это число выросло до 80-ти. В Главном управлении образования и науки Киева оценивают такое положение вещей как крайне тревожное — об этом шла речь на заседании коллегии управления в четверг. Начальник управления Борис Михайлович Жебровский считает систему контроля и учета посещаемости в школах в нашей стране крайне либеральной. Угроза остаться на второй год возникает для наших школьников только в том случае, если они пропустили 50% учебных занятий. В Соединенных Штатах педагоги бьют тревогу в случае десяти дней пропусков. Тогда детям назначаются дополнительные занятия по субботам или «прописываются» занятия в летних школах для качественного усвоения учебного материала. Эти занятия для учеников бесплатные, а учителям за дополнительные уроки платят из государственного кармана. Такой подход позволяет детям быстро догонять одноклассников и не выглядеть глупо среди успевающих товарищей, стимулирует желание учиться.
Каковы же основные причины, по которым дети пропускают занятия в школе? На первом месте — болезни. Абсолютно здоровых ребятишек в младшей школе насчитывается сегодня до 10%, в средней — до 7%, а в старшей — до 5%. Ученые убеждены, что сегодня школьные программы перегружены, что детям зачастую задают слишком много уроков, что ряд учителей «тянет одеяло» на свой предмет, не в меру выкачивая резервы детского организма. Следующими причинами для пропусков уроков являются серьезные занятия спортом или искусством, психологическая несовместимость данного ребенка с классом, конфликт с учителями, семейные обстоятельства, религиозные убеждения, расхождение личных биологических часов с расписанием уроков и развлечения.
Одним из самых модных развлечений в последнее время среди школьников стало посещение компьютерных клубов. Искушение миром информационных технологий столь велико для подрастающего поколения, что сбивает с пути овладения школьной наукой большое число ребятишек. Только за один рейд в Киеве было выявлено около трехсот детей, променявших уроки в школе на виртуальные сражения в интернет-клубах. Председатель Украинской ассоциации компьютерных клубов Александр Бернатович сказал «Дню», что клубы, входящие в ассоциацию, контролируют посещение школьниками этих заведений: детей не пускают туда во время школьных занятий, а также после 9-и вечера. Однако есть и такие интернет-клубы, которые, наоборот, в утреннее время, когда детям надлежит постигать азы наук, снижают для школьников плату. Интересно, что в Германии дети до 12 лет в подобные заведения допускаются только вместе с родителями. Там все компьютерные игры имеют пометку о допустимом возрасте для их использования, подобные указания имеются и на интернет-сайтах, а сотрудники клубов контролируют соблюдение этих инструкций своими посетителями.
Лидерами по пропускам уроков выступают в Киеве учащиеся 10—11-х классов, затем идут семиклассники (они в силу особенностей своего возраста представляют наиболее уязвимую группу риска). Немало случаев, когда дети не только избегают занятий в школе, но и покидают семьи — уходят из дома на улицу. За прошлый год таких сообщений было около трехсот, из них по причине нежелания учиться ушли из дома более ста детей, 43 ребенка покинули дом из-за ссоры с родителями, а 73 посчитали бродяжнический образ жизни для себя крайне привлекательным. Среди тех, кто уже несколько лет не приходит в школу, — и ученик второго класса пятнадцатилетний Андрей Грило, которого в школу не пускала родная мать, что объяснялось ее болезненным состоянием. Сестры Света (17 лет) и Юля (10 лет) Лопотюк вообще никогда не ходили в школу, их мать лишили родительских прав. Несколько необычной на общем фоне выступает судьба 12-летней Юли Паршиной, родители которой предпочли приглашать к дочери частных преподавателей и изолировать девочку от общения с традиционным школьным миром. В приюты Киева довольно часто попадают ребятишки, родители которых ведут аморальный образ жизни или вовсе бросили детей на произвол судьбы, продав свои квартиры и исчезнув в неизвестном направлении. На поиск и оформление документов этих детей, на процедуру лишения родительских прав, как правило, уходит немало времени, а дети в приютах сегодня не имеют возможности учиться. Раньше им разрешалось посещать ближайшие общеобразовательные школы, но теперь такая практика запрещена санитарными станциями. Сделать обучение в школах доступным и привлекательным для всех детей пока весьма проблематично. Можно ли считать выходом из сложившейся ситуации усиление ответственности родителей перед законом за уклонение детей от обучения? Не приведет ли такой путь к увеличению насилия над детьми в семье? Ведь в этом году, как сообщает Интерфакс, только в Запорожской области было возбуждено 65 уголовных дел в защиту детей, живущих в неблагополучных семьях, а также было инициировано 130 судебных исков о лишении родительских прав. Может, нам позаимствовать опыт у соседней Польши, где родители, не желающие испытывать тяготы, связанные с воспитанием ребенка, могут поместить свое чадо в специальное детское учреждение? Такой подход предотвращает возможное попадание ребенка на улицу, а следовательно — и все негативные последствия, связанные с длительным противостоянием близких людей.