Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Министр приглашен на «экскурсию» в Донецк

В аптеках без рецепта продают наркотики
15 июня, 2005 - 19:51
ДОНЕТЧИНА: ЗАВЕРШИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП АКЦИИ ПРОТЕСТА — «ОБРИДЛО!» ПО ДАННЫМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, В РЕГИОНЕ ЕЖЕДНЕВНО УМИРАЮТ 8—9 НАРКОМАНОВ. СОГЛАСНО НЕОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ, 30—40 ТЫСЯЧ НАРКОМАНОВ ПОСТОЯННО УПОТРЕБЛЯЮТ СВОБОДНО РЕАЛИЗУЕМЫЕ В АПТЕКАХ ДОНЕЦКА НАРКОСОДЕРЖАЩИЕ ПРЕПАРАТЫ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АГЕНТСТВОМ «ФОТО-МИГ»

Вечером во вторник, когда в Киеве в полупустом парламенте говорили о наркомании, в Донецкой области проходил очередной этап акции гражданского протеста «Обридло!» Участники протестовали против продажи в аптеках Донецка наркосодержащих препаратов без рецептов. Место проведения акции выбрано не случайно: именно в Донецкой области прямо в центре нескольких городов до сих пор работают аптеки, продающие без рецептов так называемые опиаты — медицинские препараты, уже после первого употребления сверх лечебной дозы вызывающие настоящую наркотическую зависимость. В последние годы этот бизнес стал уже настолько налаженным, что аптеки открыто процветают именно на наркоторговле, будучи полностью уверенными в своей безнаказанности. Основными клиентами таких аптек являются несовершеннолетние донетчане, среди которых ежегодно регистрируется все больше наркозависимых. В связи с тем, что милиция и руководство региона до сих пор не могут решить этой проблемы, ссылаясь на отсутствие специальных полномочий на закрытие таких аптек, за эту работу решила взяться общественность области.

В начале июня участники акции «Обридло!», которая была организована благотворительным фондом «Пилигрим», провели ряд встреч с руководством региона, после чего открыто пикетировали аптеки-нарушительницы в Донецке и Мариуполе. Через несколько недель после этого прошли с гробами и фотографиями молодых людей, умерших от последствий употребления наркосодержащих препаратов (к которым относятся такие вещества, как трамадол, трамалгин и трамал, использующиеся обычно в медицинских целях как обезболивающие).

По словам участников акции «Обридло!», сегодня проблема употребления этих препаратов, которые становятся первой ступенькой на пути к более тяжелым наркотикам для десятков тысяч донетчан, в Донецкой области приобрела масштабы катастрофы. В течение последних двух лет, по данным наркологической службы Донецкой области, количество наркологических заболеваний в регионе неуклонно растет и почти на 20% опережает национальный уровень. Наркомания в регионе очень сильно «помолодела» и все больше поражает уже совсем юных жителей Донетчины.

По данным управления по вопросам деятельности правоохранительных органов Донецкой облгосадминистрации, только за первые четыре месяца текущего года в Донецкой области умерли 3283 человека (4% от всех наркологических больных региона). Другими словами, в регионе каждый день умирает восемь-девять наркоманов, достаточно высокий процент среди которых составляет именно молодежь. По данным официальной статистики, на учете в органах внутренних дел области состоит почти 16 тыс. человек, принимающих наркотики, среди которых лишь 437 несовершеннолетних. Из них с диагнозом наркомания зафиксировано чуть более 9 тыс. человек, среди которых только 98 несовершеннолетних. Однако по данным неофициальной статистики, которые приводили участники акции «Обридло!», в Донецком регионе на самом деле наркоманов гораздо больше: около 50 тыс., причем 30—40 тыс. человек постоянно употребляют препараты трамадол, трамалгин и трамал. По этой же неофициальной статистике, почти треть из них, то есть около 10 тыс. — несовершеннолетние, которые начинают «путь» наркомана именно с этих легкодоступных и относительно недорогих транквилизаторов.

Участники акции провели исследование, в результате которого выяснилось, что подросткам в возрасте 13—18 лет в среднем трижды предлагали попробовать наркотик, в том числе трамадол, трамалгин и трамал. Начинается все с трех таблеток этих препаратов, потом доза возрастает до 30-ти… Нередко все заканчивается летальным исходом: уже к 25—30 годам многие наркоманы просто не справляются со своей зависимостью и умирают от ломки в подвалах, заброшенных безлюдных местах, где им просто физически некому помочь.

Примеров такого печального исхода множество. Именно поэтому целью акции является не только стремление закрыть все аптеки, открыто продающие наркотики, но и побольше рассказать общественности Донетчины об этих препаратах и развеять все мифы о них. Сами по себе эти обезболивающие редко имеют побочные эффекты в виде эйфории или дисфории, которые присущи «чистым» наркотикам. Однако при употреблении завышенной дозы препарата он начинает действовать так же, как и морфий, опиум и героин, и вредит организму не меньше. Для достижения наркотического опьянения нужны буквально львиные дозы. В результате применения этих лекарств в качестве наркотиков непоправимо страдает прежде всего центральная нервная система, иммунная система и печень. Причем необратимые процессы в головном мозге могут начать развиваться с первой же завышенной дозы, а уже через месяц после употребления препарата начинают появляться судороги, припадки и симптомы эпилепсии, которые могут проявиться даже через несколько месяцев после прекращения приема этих лекарств.

Как рассказал руководитель координационного совета по проведению акции «Обридло!», уполномоченный представитель в делах прав человека в Донецкой области Международного комитета защиты прав человека, президент Духовного центра «Новое поколение» христианских церквей Украины архиепископ Сергей (Яковлев), сотрудники аптек, несмотря ни на что, продолжающих свободно торговать трамадолом, трамалгином и трамалом, знают о том, как влияют препараты на организм, но все равно продолжают продавать эти лекарства. Причем особых санкций аптекам опасаться нечего: максимум наказания, которое их ждет, — это... 51 грн. административного штрафа. О закрытии же аптек, злоупотребляющих таким видом «бизнеса», речи вообще не идет: в Уголовном кодексе Украины нет соответствующей статьи, а Министерство здравоохранения не спешит предпринимать каких-то решительных шагов в этом направлении. Еще десять лет назад трамадол был внесен в список ядовитых веществ, реализация которых без рецепта влекла за собой уголовную ответственность. Однако буквально через несколько лет статус препарата стал звучать гораздо «мягче», а два года назад и вовсе легализовался. Со временем призрачность наказания вкупе с бешеной прибылью (по данным милиции, в среднем за день одна донецкая аптека, торгующая трамадолом и трамалгином, получает до 100 тыс. грн. прибыли) сделали свое дело: аптеки не боятся открыто продавать наркотики и не хотят бросать этот бизнес. Сейчас, по словам архиепископа Сергея, в Донецке существует минимум две таких аптеки, которые являются центром открытой продажи наркотиков — это аптеки на ул. Горького, 150, и ул. Челюскинцев, 161а (в подземном переходе). Участники акции «Обридло!» в полном составе выезжали к первой из них и были просто потрясены увиденным: «За 10—15 минут аптеку посетили 50—60 детей и подростков, которым, с их слов, беспрерывно и без каких-либо рецептов реализовывались препараты трамадол и трамалгин», — рассказывают участники акции. Кроме того, в этой аптеке каждому клиенту прилагался стакан с водой для принятия препаратов на месте.

Следует отметить, что названные аптеки — это еще далеко не все известные донецким правоохранителям точки открытой продажи наркотиков. Кроме того, многие аптеки работают «в паре» с другими заведениями, где несовершеннолетние могут употреблять купленные препараты, не боясь, что их «застукают» взрослые. По словам архиепископа Сергея, еще одной проблемой является именно перепроизводство трамалгина и трамадола. Только за несколько первых месяцев 2005 года милиция ликвидировала шесть подпольных лабораторий кустарного производства наркотических средств, в том числе и трамалгина. За четыре месяца текущего года из незаконного оборота изъято 257,7 кг наркотиков и психотропных препаратов, что на 51,3 кг больше, чем в аналогичный период прошлого года. Также, по последним данным, в текущем году выявлено гораздо больше лиц, причастных к наркобизнесу, чем в прошлые годы: за 4 первых месяца — 1182 человека, из которых 1168 уже привлечены к уголовной ответственности.

Более того, участники акции обвиняют одно из известных в Донбассе фармакологических предприятий, которое, по их данным, в последние годы резко увеличило производство этих лекарств, выпускающихся в гораздо большем количестве, чем это нужно в медицинских целях. Конечно, производство напрямую зависит от спроса. Хотя, проверять, куда именно уходит львиная доля препарата, менеджерам компании не мешало бы.

Что же касается эффективных мер по борьбе с наркоманией в Донбассе, то тут все мнения сводятся к одному: необходимо изменение законодательства. По словам заместителя начальника управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД Украины в Донецкой области Савелия Балабанова, при наличии законных оснований, когда у правоохранителей будет под рукой соответствующая статья, милиция сможет закрыть аптеку-нарушительницу буквально «за полчаса». «Через наши реабилитационные центры прошли уже тысячи молодых людей, которые смогли избавиться от наркотической зависимости, однако если наркотики продаются открыто и за ними стоит очередь, то как можно бороться с этим злом?» — делится архиепископ Сергей.

Участников акции и правоохранителей поддержал и донецкий городской голова Александр Лукьянченко. «Как городской голова я пытаюсь решить эту проблему уже не первый год, однако, как ни странно, против нас закон. Я обращался к предыдущему и действующему министрам здравоохранения, вице- премьеру, народным депутатам по этому вопросу, поднимал этот вопрос на коллегии областной государственной администрации, однако воз и ныне там», — заявил он. По его словам, Министерство здравоохранения упорно не желает признавать, что указанные препараты являются психотропными средствами и содержат наркотические вещества.

Сейчас правоохранители, городские власти Донецка, участники акций протеста в один голос утверждают: они готовы сделать все, чтобы искоренить эту проблему. В скором времени этот вопрос будет рассмотрен на координационном совете по борьбе с коррупцией и преступностью при участии представителей МВД, СБУ и прокуратуры.

Кроме того, А. Лукьянченко открыто пригласил в Донецк министра здравоохранения, которому обещана «экскурсия» по аптекам, торгующим наркотиками, а также встречи с родителями детей и подростков, которые употребляют трамалгин, с семьями, которые потеряли своих близких. Сейчас, по словам архиепископа Сергея, сотни пациентов реабилитационных центров при Духовном центре, которые работают по всей Украине, готовы дать показания о том, что они покупали трамалгин, трамадол без рецептов в существующих по сей день аптеках. Они готовы назвать адреса, рассказать об обстоятельствах продажи и подробностях этого вида наркобизнеса Донбасса. Однако пока никто, к сожалению, не проявил ни малейшего рвения, чтобы выслушать их и помочь им.

Сейчас участники акции намерены предпринимать более масштабные шаги по искоренению этой проблемы. Союз Правой молодежи региона, например, предлагает опубликовать список собственников и работников аптек, которые причастны к продаже наркотиков молодежи, и даже повесить специальные билборды в местах проживания этих людей. Очень немногие в Донбассе действительно верят в бессилие правоохранительных органов и их неспособность решить эту проблему, поэтому донетчане решили взять инициативу в свои руки и самостоятельно искоренить распространение наркотиков на Донетчине. Первый результат уже есть: отвечая на требование участников акции, прокурор Донецкой области Алексай Баганец попросил у них пять дней, чтобы разобраться в проблеме и максимально удовлетворить все просьбы по закрытию «трамадольных аптек».

КСТАТИ

Как объяснили «Дню» в Институте фармакологии и токсикологии АМНУ, «трамадол», являясь опиоидным аналгетиком, не внесен в список наркотиков, а отнесен к сильнодействующим средствам. Поэтому, учитывая юридический критерий, при злоупотреблении «трамадолом» речь идет не об «опийной наркомании», а об «опийной токсикомании».

Особенности трамадоловой токсикомании: более медленное формирование собственно наркологической симптоматики. Но синдром психической зависимости все же формируется — обычно в течении 3— 6 месяцев от начала злоупотребления. Таким образом, пристрастие к «трамадолу» является все-таки одной из форм опийной наркомании.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ