В предстоящей парламентской избирательной кампании проблеме Черноморского флота в некотором смысле не повезло. Ее заслонил финансовый и экономический кризис. К этому следует добавить обострение внутриполитической борьбы в Украине. Зигзаги украинской политики сбивают с толку не только наших граждан. Похоже, что в Москве совершенно запутались и не успевают за феерической переменой фронтов, когда вчерашние непримиримые противники становятся лучшими друзьями, а союзники злейшими врагами. Отсюда поток несколько противоречащих заявлений российских высокопоставленных чиновников и легкий шок от недавних высказываний в Крыму Виктора Януковича.
Кризис кризисом, а проблема Черноморского флота не исчезает. Для России она имеет три измерения: военно-стратегическое, финансово-социальное и политическое. Первое связано с тем, что отсутствует разработанная стратегия развития российского флота в Черноморско-Каспийском регионе. Кто вероятный противник и каковы угрозы от него исходящие? Если это супостаты из НАТО, то в роли такового должна быть Турция — член нелюбимого Альянса. Но собственно с ней у России вполне нормальные отношения. Через Турцию проходит газопровод «Голубой поток» и транспортируется российский газ. Члены НАТО Румыния и Болгария тоже не могут быть отнесены к перспективным противникам. Более того, в свою бытность президентом Владимир Путин в Софии заявил, что с пониманием относится к участию Болгарии в этом блоке. Также через Болгарию, а возможно, что и через Румынию будут проходить ветви нового газопровода «Южный поток». Трудно себе представить, что на эту инфраструктуру будут нацелены ракеты кораблей Черноморского флота. Украина с нынешним состоянием ее армии и флота тоже опасности не представляет и, собственно, не собирается с Россией воевать. Остается Грузия. Но ее совсем недавно принудили к миру. Так что воевать по большому счету доблестному Черноморскому флоту не с кем, да и очень скоро станет нечем.
Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, но дальнейшее пребывание российского флота на украинской территории для него губительно. В самом деле. Договором предусмотрен строго определенный качественный и количественный состав кораблей. Их замена возможна только один к одному. Тем самым невозможно включение в состав флота новых кораблей с новыми типами вооружений и т.д. Тем самым консервируется прогрессирующее отставание флота от современных требований войны на море. Собственно это подтвердили события августа. Четыре грузинских катера успешно потопили, но с пятью натовскими кораблями тягаться уже были не в силах. Истинная причина истерики Москвы от пребывания в Черном море пяти кораблей стран НАТО была всем понятна. В основе ее лежала полная неспособность всего состава Черноморского флота им противостоять. Просто никто на российские корабли нападать не собирался, а если... Это ведь не с грузинскими катерами воевать. Известно, что молодец против овец, а против молодца... можно и самому шерсть потерять. Вот и выходит, что никакого военно-стратегического резона дальнейшего пребывания Черноморского флота в Украине нет, более того, чем скорее он уйдет к родным или временно родным сирийским берегам, тем для него же и лучше.
Получается, что патологическое нежелание российских власть предержащих обсуждать график вывода Черноморского флота исключительно политического характера. Как писала московская газета «Ведомости», «Уход кораблей под Андреевским флагом (из Севастополя. — Авт.) будет неприятным дипломатическим поражением, особенно если помнить об отечественной истории последних 150 лет». Добавим к этому, что российский флот в Крыму — есть часть механизма воздействия на внутриполитическую ситуацию в Украине. Летом российский вице-премьер Сергей Иванов говорил, что российский флот никогда не уйдет из Севастополя. А буквально на днях в интервью британской ВВС заявил, что легко может такое событие представить. В конце сентября министр обороны России Анатолий Сердюков заявил: «Мы хотели бы, чтобы Черноморский флот остался в Севастополе и по завершении в 2017 году срока действия соответствующего договора с Украиной». Соответственно Россия, по его словам, «может представить комплекс предложений, которые были бы выгодны обеим странам и касались как арендной платы за базу в Севастополе, так и развития социальной инфраструктуры, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, судостроения и других отраслях».
Кстати, насчет повышения арендной платы, о чем говорил Виктор Янукович. Вьетнам за аренду базы в Камрани просил 300 млн. долларов, но Россия отказалась. Учитывая, что территория, которую сейчас занимает Черноморский флот в Украине, больше базы в Камрани минимум в 10—20 раз, то и плата должна быть соответствующая. Очень сомнительно, что такие деньги Москва согласится платить. Так какую выгоду нам хочет предложить Анатолий Сердюков? Есть основания полагать, что заявления Иванова и Сердюкова есть не более чем словесный туман, связанный исключительно с внутриполитической ситуацией в Украине. Грубая риторика московских чиновников временно заменена успокаивающими заявлениями. В Москве ожидают результатов сначала парламентских, а потом президентских выборов.
Московские маневры вокруг Черноморского флота связаны исключительно с отсутствием в Украине выработанной линии, которая бы поддерживалась большинством политических сил. Тот же Виктор Янукович, развивая тезис об увеличении арендной платы за пребывание российского флота, настаивал, что это выгодно Украине. А как же положение Конституции, запрещающее пребывание иностранных войск на нашей территории? Призывая выполнять Конституцию, в других случаях лидер регионалов сознательно допускает ее нарушение. Юлия Тимошенко, требуя выполнять договор о размещении Черноморского флота, в последнее время практически не высказывается о будущем договора. А ведь нынешний премьер-министр прекрасно понимает всю сложность проблемы вывода флота. Директор Первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк заявил, что на это понадобится минимум пять лет. Однако премьер-министр из конъюнктурных соображений сегодняшнего дня старательно обходит эту тему. В Москве это видят и готовятся в ближайшем будущем сыграть на отсутствии у наших политиков стратегического видения интересов украинского государства.
Занятые примитивной борьбой между собой многие украинские политики даже не представляют себе роль и значение военно-морских сил Украины. Для них проблема сводится к чисто механическому решению: оставлять российский флот или нет. Но гораздо важнее знать, и понимать как будет развиваться наш собственный флот. Какой состав кораблей должен быть у нашего флота, чтобы он не только защитил наши берега, но мог выполнить задачи, например, по защите нашего судоходства в Мировом океане. Почему-то проблема Черноморского флота сводится к размеру платы за аренду. А где будут стоять наши корабли? Ведь флот — это большая и сложная инфраструктура и то, что есть в Севастополе, в первую очередь нужно нашему флоту. Ведь не всегда он будет в таком плачевном состоянии. Когда-то боевые корабли под украинским флагом будут выходить в дальние походы для совершенствования боевой выучки. Как говорит английская пословица, a smooth sea never made a stalled mariner — спокойное море не сделает опытного моряка. К тому же флот — это не только корабли. Ему нужны морская авиация, система береговой обороны и еще очень многое. Почему это нужно отдавать кому-то, даже за деньги, если все это нужно нашим морякам? Ответа от наших политиков нет. Судя по бюджетным ассигнованиям на армию и флот, проблема защиты нашей страны для некоторых политических сил не самая важная. А ведь развитие флота, его оснащение современными видами вооружения в значительной степени могли бы решить проблемы в период кризиса нашей металлургии, машиностроения, судостроения и других отраслей промышленности. Ведь строить наш флот нужно практически с нуля. Так можно дать работу нашим рабочим и в конце концов сдвинуть с мертвой точки строительство современного украинского флота.
Надо отдать должное Москве. Там мастерски играют на местечковом мышлении значительной части украинского политикума. Ведь проблема будущего вывода Черноморского флота в принципе не должна была стоять. Есть норма нашей Конституции, и она должна выполняться неукоснительно. Но те, кто привык Основной Закон нарушать, оставляют у наших соседей надежду, что кого-то в Киеве можно купить денежными подачками и дружескими похлопываниями по плечу. Главная проблема с Черноморским флотом в Украине — даже не во взаимоотношениях с Россией. Она по большей части наша, внутренняя. И от нас в значительной мере зависит ее решение.