Путин приехал. Новый президент России и старый новый Украины сегодня встретятся в Севастополе. Поговаривают, что организовать их встречу в городе, где базируется Черноморский флот, Владимир Владимирович загодя попросил Леонида Даниловича в телефонном разговоре. Мы согласились. В субботу Путин уже сказал о том, что поездка вместе с Леонидом Кучмой в Севастополь будет очень хорошим жестом, который покажет, что Украина и Россия сотрудничают не только в экономической сфере, но и в военной. Еще раньше, в прошлый вторник, российский верховный главнокомандующий заявил о том, что «все международные обязательства Россия будет приводить в соответствие с концепцией национальной безопасности и с концепцией строительства вооруженных сил». Фраза расплывчатая. Однозначно утверждать, что именно имел в виду Путин, невозможно. Но вполне можно ожидать, что безгалстучную дипломатию между Киевом и Москвой теперь сменит дипломатия цвета хаки.
А пока что можно отметить изменение украинской тактики. Ведь визиты в Севастополь мэра Москвы Лужкова, которого никто не сопровождал, фактически стимулировали напряжение в украинско-российских отношениях в этом непростом регионе. Теперь позиция Украины выглядит несколько иначе. И совместную поездку президентов можно расценить не только как проявление гостеприимства, но и как сдерживающий фактор.
ЛИЦОМ К ЕВРОПЕ — ЗАДОМ К РОССИИ. И НАОБОРОТ
Приезду Путина в Севастополь предшествовала активная информационная артподготовка, которую командование Черноморского флота провело с использованием арсенала российских, крымских и собственных мас-медиа. Командующий ЧФ Владимир Комоедов вдруг решился на политические оценки отношений двух стран, что вроде бы и не входит в компетенцию человека военного. Но подобное ограничение, как известно, уже давно не распространяется на Черноморский флот, куда командующие приходили как адмиралы, и с которого уходили как политики. Видимо, и Владимир Комоедов уже почувствовал в себе силы для такого качественного перерождения.
В интервью «Независимой газете» он выказал недовольство по поводу особенного характера партнерства между Украиной и НАТО: Такая «игра» не может Россию не беспокоить, поскольку подобные игры «стратегического партнера» заводят наши отношения в тупик. И далее в адрес Украины наш стратегический партнер провозглашает курс «лицом к Европе». Я для себя этот лозунг перевожу так: «Лицом к Европе — задом к России». Такова реальность. В словах адмирала сквозило недовольство и по поводу того, что Украина усилила контроль за российскими силами и теперь при выходе в море надо предупреждать украинские инстанции. И что не мешало бы ввести двойное гражданство для тех офицеров и адмиралов, которые захотят после героической службы на ЧФ свои пенсионные годы коротать в Крыму. И что если теоретически допустить, что ЧФ уйдет из Севастополя, то исчезнет сам уникальный город.
Но гораздо обстоятельней свои взгляды на перспективы военно- морского сотрудничества с Украиной командующий изложил на интернет-сайте ЧФ. Упуская набившие оскомину детали (о необходимости соглашения по замене техники и вооружений ЧФ, и что размещение флота в Крыму — манна небесная для Севастополя) выделю главное.
Во-первых, оказывается, что уже невозможно по-настоящему сближаться, руководствуясь концепцией «временной» дислокации российского флота на территории Украины. Адмирал рекомендует всем внимательнее ознакомиться с межправительственным соглашением «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины». Мол, там речь идет не только о двадцатилетней аренде севастопольских бухт, но и возможности пролонгации этого срока.
Во-вторых, оглашена оптимальная, с точки зрения командования ЧФ, формула построения взаимоотношений российского и украинского флотов. Звучит она так: «Врозь ходить — вместе драться». Это при том, что украинский Генштаб как-то уже заявлял о том, что если российский флот решит вдруг с кем-то силой померяться, то тогда корабли ЧФ должны будут оперативно оставить севастопольские бухты, чтобы не подставлять под удар нейтральную Украину. Но то, понятно, забылось. Теперь, по Комоедову, актуально другое: исходя из того, что мы стремимся совместными усилиями гарантированно обеспечивать безопасность наших стран, выгода от такой перспективы у него не вызывает никаких сомнений.
И, наконец, сотрудничество флотов двух братских стран, выполняющих сходные задачи, не только оправданно, но и не имеет убедительной альтернативы. Представляется, что вовлечение в этот процесс какой бы то ни было третьей стороны, в особенности не имеющей прямого отношения к черноморскому региону, едва ли соответствует истинным потребностям обеспечения безопасности. Это в пику дяде Сэму, вероятно, что б не забывался — ведь с ядерной супердержавой дело имеет.
ЗА НИМИ ПУТИН. ОТСТУПАТЬ НЕКУДА
Вряд ли стоит объяснять, что командующий ЧФ решил все это огласить лишь потому, что у него, скажем так, наболело. Путинским указом 4 марта была утверждена новая Морская политика России с действием до 2010 года — в придачу с таким документом, как «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности» на этот же период. Среди прочего, Россия отнесла к новым угрозам для своей безопасности ограничение возможности выхода к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях. Так что на ближайшую перспективу, как зафиксировано, Москве нужно добиваться свободы деятельности Российской Федерации в Черном и Каспийском морях; беспрепятственного прохода кораблей и судов Военно-морского флота через проливы, используемые для международного судоходства; укрепления международно- правового статуса и обеспечения деятельности Черноморского флота . И еще одна цитата, также напрямую касающаяся ЧФ: региональная дислокация Военно-морского флота требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов — военно-морских баз .
На этом фоне наболевшие тезисы главкома вовсе не импровизация, а лишь детализация новых взглядов России на отношение с Украиной по флотским проблемам. Можно быть уверенным, что в том или ином виде быть может, еще и более категорично сформулированные эти пожелания прозвучат непосредственно на переговорах Путина и Кучмы. На фоне энергетических долгов самое время напомнить соседу о наполнении стратегического партнерства реальным содержанием. И Путину будет важно зафиксировать личную роль в осуществлении заметных подвижек по судьбе и статусу флота. Хотя бы потому, что личный состав ЧФ, ранее души не чаявший в Юрии Лужкове, на президентских выборах в России 88,8 процентов своих голосов отдал именно за Владимира Путина. Объяснение может быть одно: дела российского лидера оказались настолько убедительны, что большинство на Черноморском флоте сделало свой выбор вполне однозначно. Люди надеются на то, что их проблемы будут решены, — скромно объяснял Комоедов.
Сам же Владимир Путин чем- то схож на того Мороза-воеводу, что дозором обходит владенья свои. Особенно после предварительного посещения в воскресенье главного форпоста российских военных интересов Беларуси. Сегодня армия РФ эксплуатирует в Белоруссии станцию предупреждения о ракетном нападении, что в Барановичах, и специальную станцию Вилейка, которая входит в систему слежения за подводными лодками супостата. Плюс договора об использовании Россией в случае надобности военных аэродромов Беларуси, вот-вот реализуется создание единой системы ПВО белорусско-российского союза. Вроде бы вполне достаточно для эффективного военного братства. Но московская радиостанция «Эхо Москвы» со ссылкой на президента Беларуси сообщила накануне приезда Путина в Минск, что, по словам Александра Лукашенко, одной из важнейших тем переговоров будет вопрос о создании мощной белорусско-российской военной группировки на границе с НАТО. По его словам, она будет насчитывать 300 тысяч военных. Кстати, ядром группировки, по словам Лукашенко, станет белорусская армия.
Тема этой совместной группировки уже как-то всплывала. Не далее как во время мартовского визита в Киев министра обороны Беларуси, который совместные намерения с Россией прокомментировал довольно витиевато: да, у нас нарабатывается план по региональной безопасности. Никаких группировок на территории Белоруссии на сегодняшний день не предусматривается. Но то, что безопасность должна быть и должны быть планы, которые, может быть, когда-то придется привести в действие — это действительно имеет место .
Хотя тут есть маленькая, но весьма пикантная неувязочка. По новому Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), который был согласован на Стамбульском саммите ОБСЕ 30 европейскими государствами, Белоруссии разрешено иметь в своих арсеналах 1800 танков, 2600 боевых бронированных машин, 1615 пушек. Это квота Белоруссией заполнена полностью. Что ж до личного состава, то потолок по численности для ее армии определен в 100 тысяч. Сегодня в вооруженных силах страны 83083 человека. Если придерживаться требований ДОВСЕ, то Россия сможет ввести на территорию Белоруссии дополнительно лишь 17 тысяч своих бойцов. Правда, оснащенных лишь легким стрелковым вооружением, которое не попадает под ограничения, что вряд ли повлияет на изменение баланса сил с НАТО. Но говорить о 300-тысячной мощной белорусско-российской военной группировке на границе с альянсом можно лишь в том случае, если практически решен вопрос о выходе из существующих международных режимов по контролю за вооружениями.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКОГНОСЦИРОВКА
Накануне первого заграничного турне Владимира Путина Госдума России 14 апреля наконец-то ратифицировала СНВ-2. Итак, теперь США и Россия могут снизить количество своих ядерных арсеналов до 3000-3500 боезарядов. На этом фоне говорить об угрозе развала системы контроля за вооружениями ядерными и обычными — вроде бы неуместно. Но это лишь первое впечатление. Ратификация СНВ-2 была крайне необходима России у ней не было сил поддерживать ядерную планку на высоте 6 тысяч боезарядов. Как саркастически отметила одна из российских газет «если бы Договор СНВ-2 не ратифицировали, американцы могли бы уничтожить нас 15 раз, а мы их — только один».
Но выполнение СНВ-2 Москва обставила условиями. Россия будет считать себя свободной от договорных обязательств, например, если ядерное оружие будет размещено на территории государств, вступивших в НАТО, или США нарушат Договор по противоракетной обороне. Договорные обязательства касаются не только ядерных, но и обычных вооружений, — уточнил позже сам Путин (ну, и как ту не вспомнить о сопровождающих заявлениях Лукашенко?). А что же США? Как сообщила New York Times, вероятнее всего США, хоть и считают ратификацию российской стороной договора СНВ-2 наиболее важным событием современности, не будут принимать во внимание призыв Москвы отказаться от создания американской национальной системы ПРО. Складывается устойчивое впечатление, что два супербойца вот-вот сойдутся в клинче. Только вот проблема, что нет арбитра, который растащил бы их по разным углам ринга. Сами бойцы это тоже понимают, и неспешно, но основательно начинают готовить плацдармы под свои задачи.
И все сразу вспоминают об Украине. Киев проведывает министр иностранных дел Британии Робин Кук. А следом за ним — и госсекретарь США Мадлен Олбарйт, даже на неделю раньше, чем ее ждали в Украине. Хотя всем понятно, что хвалить Киев пока не за что, гости говорят о готовности своих государств и далее поддерживать процесс демократических реформ в Украине. Украина становится важна сама по себе как самодостаточный фактор. И не важно, какая она, эта страна, теперь — с реформами или без. Просто без реформ она будет обходиться Западу гораздо дороже. Но вовсе не так дорого, если ее снова засосет на Восток. Те же США, ранее игнорировавшие инициативы Киева с ГУУАМом, вдруг неожиданно решают выделить 37 млн.дол. на укрепление приграничной политики в государствах этого неформального объединения. Хотя понятно, что укрепление границ гууамовцев так или иначе упирается в российские бока.
Теперь, после Кука и Олбрайт, черед Путина протестировать Киев. Когда на большой шахматной доске Европы вот-вот начнется новая геополитическая забава, и расставляются фигуры, никто не хочет обмануться в их цвете, приняв черных за белых.