Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Может ли одна партия выступать от имени одной страны?

8 июня, 2000 - 00:00

Уважаемая редакция газеты «День»!

В связи с опросом социологической службы «Дня»: «Что вы думаете по поводу того, что в Украине насчитывается около 100 партий?» (31 мая 2000) задумываешься и над тем, что сколько партий, столько и названий. Представляешь, как перед парламентскими выборами забурлит на телеэкране калейдоскоп «Баунти» и «Сникерсов»: объединенных и разъединенных, прогрессивных и социалистических, почитателей женщин и любителей пива.

Среди этой однообразной разнообразности есть и такие, которые будто бы из «Красной книги» защиты редкостных птиц. Например, «Собор» — величественное, философское понятие, красивое, звучное слово. Вот, если бы и партия могла полностью соответствовать этому названию: быть мощной, объединяющей силой, за которой бы люди пошли так, как идут на праздники к собору... Но это пока только фантазии и добрые пожелания. Названия большинства партий не соответствуют ни содержанию их деятельности, ни возможностям. А также не всегда соотносятся с ощущением меры. Например, одно дело — женщины, пиво, яблоки, и совсем другое — Родина.

Разве можно называть партию таким высоким понятием? Сегодня постоянно на слуху громкие склонения слов, не принятых говорить всуе, в связи с, мягко говоря, деликатными ситуациями вокруг бизнесовых дел главы партии. А сколько еще будет подобных ситуаций в предвыборной борьбе... К сожалению, наши партии не представляют собой шедевры политического искусства, чтобы брать в название образ столь большой художественной и эмоциональной силы. И так ли уж этично в рекламных роликах при помощи этого образа переводить чувство людей к Родине на расположение к партии? Даже, если бы эта партия была образцом из образцов... Вероятно, парт-, политтехнологи превзошли коммунистический лозунг «Народ и партия едины» своим отождествлением одной партии с Родиной. К тому же эта партия уже меняла название (или трансформировалась в другую партию), чтобы дистанциироваться от скандально известного и пресловутого бывшего главы партии, а вместе с тем и от дискредитированного им названия: «Громада» (хорошее, красивое слово).

Хотелось бы, чтобы на эту проблему обратило внимание «Общество украинского языка «Просвіта». Ведь в случае очередного скандала никто не будет переводить название партии на другой язык. Нельзя допустить, чтобы когда-то обывательская сплетня трепала это высокое понятие (даже как название) так, как сейчас — слово «демократия», а в восточных регионах и слово «независимость». А слово «громада» у многих граждан поневоле вызывает ассоциации с кучей денег...

Возможно, партийцы задумаются над этим вопросом и найдут другое, более приемлемое название для своей партии. Кроме этического и морального аспекта допустимости такого названия, возникает вопрос и относительно юридического обоснования. Родина — это не только художественный образ, это в первую очередь понятие «страна». А разве может одна партия выступать от имени страны?

С уважением, Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ