Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Муниципальные театры в новом измерении

Или сколько их нужно столице
12 февраля, 2007 - 20:07
ТЕАТР «ВІЛЬНА СЦЕНА». СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НЕМНОГО ВИНА-2» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» ФОТО АЛЕКСАНДРА ДРУГАНОВА

Сколько театров необходимо городу? А столице? Вот в Париже их больше 500 — различной формы собственности, организации, различной художественной и жанровой направленности, различного творческого уровня и географического расположения. А в Киеве?

Ныне в столице работают 22 театра и концертных учреждения муниципального подчинения. Еще есть три Национальных театра — Опера, им. И. Франко и Леси Украинки. А также несколько частных театров, антреприз, обществ с ограниченной ответственностью, учебных, студийных, творческих центров и тому подобное. Но, по данным социологических исследований, многомиллионному городу не хватает по меньшей мере десяти полноценных театральных учре ждений, особенно в так называемых спальных районах, каждый из которых подобен областному центру среднего масштаба. Оттуда как-то не очень хочется выбираться в центр города, где сконцентрировано большинство театров, а особенно возвращаться поздно вечером домой «в Черниговскую губернию». В настоящее время удалось установить, что из нескольких тысяч малолетних правонарушителей ни один (!) ни разу не был в театре и просто не представляет себе, что это такое. Воистину — кто не строит театры, тот будет вынужден строить тюрьмы...

КТО ПЛЕТЕТСЯ В ХВОСТЕ?

Недавно общественный художественный совет Главного управления культуры рассматривал творческие заявки муниципальных театров на финансирование новых постановок. В процессе подготовки к этой акции совещательная группа в составе независимых ведущих театроведов, менеджеров и экономистов, не связанных ни с одним творческим коллективом, анализировала состояние театрального дела в столице. По итогам этого анализа, группа выступила с предложениями, которые были учтены в рекомендательных решениях художественного совета.

О театральной ситуации в столице Украины речь шла на брифинге, который состоялся в мэрии под руководством заместителя мэра по вопросам культуры В. Журавского при участии начальника Главного управления культуры города С. Зориной, ее заместителей В. Линовицкой, председателя общественного художественного совета В. Заболотной и председателя совещательной группы Б. Курицина.

Новыми критериями оценивания творческих достижений каждого отдельного театра стали: наличие ярко выраженного «лица», творческого направления театра, его успех у зрителей, который материализуется в количестве показанных представлений и проданных билетов и, соответственно, финансовых показателях. То есть охотно зритель заполняет зал (аншлаг), пользуется представление его вниманием и высокими оценками профессиональной критики — значит, такой спектакль и такой театр нужный городу и его обитателям. Если нет, то возникает вопрос целесообразности дальнейшего содержания такого театра за средства налогоплательщиков.

И вот здесь новое руководство ГУК предложило новый принцип финансирования муниципальных театров — поддерживать и стимулировать театры успешные, интересные для киевлян, а не спасать тех, кто плетется в хвосте. Подтягивать отстающих — это принцип советского ведения хозяйства. На определенном этапе, в первые годы перестройки и независимости Украины, когда в интересах общества было резко увеличить количество театров и еще неясно было, кто из новообразованных коллективов художественно состоятелен, этот принцип имел смысл. В начале 90-х годов в Киеве возникло более 50 театров-студий, выжило из них около десятка. Хотя город финансировал всех.

ПРИНЦИП КОНКУРЕНТНОСТИ

Сейчас времена изменились. Нужно привыкать к другим формам и принципам ведения хозяйства, в основе которых лежит принцип конкурентности. Конкурентоспособность является залогом и производной творческого здоровья театра. И кто имеет больше выдающихся творческих достижений, кто вырывается вперед в творческом забеге на длинную дистанцию, тот и получает финишную ленту в виде дополнительного финансирования на дальнейшее творческое развитие. У кого творческого дыхания не хватает, тот, естественно, сходит с дистанции.

Ситуация вырисовывается жестокая, но справедливая и жизненная. Мы все родом из советского социализма, привыкли к государственному «подаянию» — так и попрошайничаем. Мы безынициативны, неэнергичны, или не умеем «крутиться» в новых условиях. Правда, и условия эти достаточно неблагоприятные, законодательно не прописаны, под прессом дикого капитала. Хотя и в них можно найти внутренние резервы, о которых хорошо знает финансист ГУК Н. Храпилова, готовая консультировать по этому вопросу руководителей театров.

Театры Киева условно разделены на группы, среди которых определены приоритеты — это театры для детей и юношества, а также экспериментальные сцены. Их четыре и их финансируют в первую очередь. Это Академический театр оперы и балета для детей и юношества, городской и академический театры кукол, академический ТЮЗ на Липках и Театр марионеток. Некоторые новости о них: Академический театр кукол стал на путь создания спектаклей для семейного просмотра, справедливо рассудив, что основное воспитание ребенок получает в семье, а все остальное, и даже театр в том числе, только активная помощь в этом деле. Уникальный театр марионеток под руководством М. Яремчука прославил Украину в мире. Поэтому рекомендовано превратить этот театр в творческую мастерскую.

Экспериментальный театр «Вільна сцена» под руководством Д. Богомазова занимается поиском нового театрального языка и ныне работает просто в большой едва оборудованной комнате на ул. О. Гончара в ожидании нового здания своего театра на Троещине.

Кроме того, ГУК зарезервировало средства для молодого режиссера на постановку спектакля, которую осуществят на основании конкурса постановочных проектов.

ГРУППА СТАБИЛЬНО УСПЕШНЫХ

Существует группа стабильно успешных театров, среди которых — Академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, академический Молодой, творчески обновленный академический театр оперетты, который готовится отпраздновать 100-летие основания в своем помещении (Троицкий народный дом) стационарного украинского театра Н. Садовского, академический театр на Подоле, «Колесо», «Сузір’я».

До Второй мировой войны в Киеве существовали театры национальных меньшинств. И не только русский, но и еврейский, и польский. Сейчас работает только цыганский театр «Романс». Его новая постановка также профинансирована управлением культуры.

ТВОРЧЕСКИ- ПРОБЛЕМНЫЕ

В настоящий момент существуют театры творчески-проблемные. Их три. Их упрекали в определенных творческих просчетах, в неопределенности творческой программы, нестабильности работы, в организационно-финансовой недоработке. Эти театры не закрываются, продолжается их частичное финансирование, но отказано в средствах на новые постановки. Рекомендуя финансировать то или иное название из представленных театрами предложений, члены худсовета, авторитетные специалисты, пытаются формировать творческое обличье столицы государства, проблематику и культурный уровень. Именно поэтому с этого года театрам запрещено менять профинансированное название на другое, то есть расходовать выделенные средства не по назначению, как это практиковалось в предыдущие годы. А творческие заявки театра «Золотые ворота», украинского малого драматического театра и муниципального театра «Киев» не нашли поддержки художественного совета.

Что касается театра «Киев», то возникает вопрос, должно ли вообще это общество с ограниченной ответственностью, присвоившее себе название «муниципальный», при том, что Главное управление культуры Киевской городской госадминистрации его не основывало, финансироваться за счет средств управления, по существу за счет других театров. Тем более, что профессиональная оценка единственного пока что спектакля этого театра «Фракция» была очень негативной. Вопрос повис в воздухе...

Существует немало других проблем, связанных с театральной жизнью столицы. В стадии становления находится Киевская малая опера. Явно не хватает молодой режиссуры соответствующего профессионального уровня в музыкальных и драматических театрах. Чувствуется нехватка хороших театральных менеджеров, способных помочь художнику, котрый, как правило, витает в творческих облаках, организовать работу свою и коллектива. Городу необходим многофункциональный центр искусств, где бы осуществлялись, в частности, театральные проекты и творческие эксперименты. Возможно, стоит иметь единую, центральную дирекцию театральных фестивалей города. В каждом из «спальных» районов должна бы быть сценическая площадка для выступлений своего, районного театра и коллективов из центра города. Вообще, проблема театральных помещений, их оборудования, расположения, содержания, соседства и эксплуатации — одна из главных и острых в городе. А транспорт, а условия аренды, а вознаграждение за творческий труд...

Сегодня существует потребность в создании нового «Положения о муниципальных театрах Киева», которое бы опиралось на новейшие принципы организации театрального дела и обновленное законодательство Украины. И, как воздух, ждут художники и артисты закона о меценатстве. Проблемы, проблемы, проблемы... А сколько еще не названных. Сколько не обсужденных вопросов и спектаклей, не замеченных талантов, не поддержанных творческих судеб.

В еще не утвержденном бюджете города планируется выделить на культуру 142 миллиона гривен, из них 35 — на театры. Это не ниже уровня прошлого года. В театрах Киева работают 20 тысяч людей, из них 60% — творческий состав. Именно эти фанаты своего дела и обеспечивают нам, зрителям, светлые впечатления от представлений. Пусть, возможно, и не всегда светлые. Что же, признаем за мастером право на неудачу, на ошибку. Простим ему наэлектризованные нервы и амбициозность в рамках здравого смысла. Простим хотя бы за то, что он хочет нас радовать. Пойдем в театр!

Виктория АНТОНОВА, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ