Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы должны научиться влиять на власть»

Несколько практических советов от бизнесмена и главы Общественного совета Полтавы Андрея Баранова
4 декабря, 2006 - 19:32

С недавних пор в Полтаве появилось новое общественное объединение. Уникально оно тем, что объединяет в своих рядах 126 общественных организаций, а возглавляет его бизнесмен Андрей Баранов. Миссия этого объединения, как ее объясняет сам Андрей Баранов, — эффективная координация работы общественных организаций для принятия эффективных решений, лоббирования их перед городской властью и контроля за их выполнением. Аналогов Общественному совету Полтавы «Сила общины» в Украине пока нет.

— Андрей Павлович, с какой целью и надолго ли создана «Сила общины»?

— Впервые за последние годы нам удалось объединить большое количество общественных организаций в единый мощный координационный центр. Иногда людей довольно просто собрать, и они начинают продуцировать полезные решения и работать на благо города, объединяя свои усилия. «Сила общины» станет мозговым центром, который будет выдавать эффективные решения городских проблем, лоббировать их принятие городским советом и будет контролировать выполнение. Главный принцип деятельности общественного совета — работа вне политики. У каждого есть свои взгляды, и мы группируемся не вокруг того, что нас разъединяет, а вокруг того, что нас объединяет. А объединяет нас стремление способствовать становлению гражданского общества, защите и поддержке общественных организаций, которые помогают людям.

Чтобы общественный совет был действенным, мы решили создать его на профессиональной основе и строить его работу по принципам работы органов власти. Все члены общественного совета входят в 12 профильных комитетов — по вопросам предпринимательства, профсоюзной деятельности, экологии, правам человека, спорта, молодежи, ветеранов, ликвидации последствий Чернобыльской трагедии и тому подобное. Члены комитетов обсуждают решения, выносят их на общую конференцию. Главы комитетов — члены Президиума общественного совета «Сила общины». Кроме того, создан еще один важный орган — комитет общественного контроля, который осуществляет надзор за работой, в частности, власти, судебных органов. А для того, чтобы исполнение принятых решений было максимально эффективным, мы создали исполнительный секретариат, где люди работают на постоянной основе и занимаются постоянной работой по подготовке документов, организации работы и выполнению решений комитетов.

Сегодня многие представители общественных организаций могут приобщаться к работе общественного совета. За незначительное время с момента его создания основан общественный комитет по трудоустройству молодежи, тренерский совет Полтавы. А также проведен ряд спортивных турниров, основана горячая линия, предоставляется помощь детским садам и детским домам. Есть у нас и своя газета «Сила громади». Кроме того, представители любой общественной организации могут прийти в здание общественного совета, использовать для своих потребностей его оргтехнику, потому что мы понимаем, что некоторые общественные организации даже не имеют своего собственного офиса. Пока это выгодно для них — общественный совет будет существовать и будет содействовать работе общественных формирований.

— Насколько действенными являются общественные организации, входящие в общественный совет?

— Не считаю нужным оценивать действенность или недейственность любой общественной организации. Общественный совет как раз и создавался для того, чтобы помочь им стать действенными, если уж власть до этого не дозрела.

Потому что если профессиональных общественных организаций в Полтаве будет больше, это будет свидетельствовать о росте общественной активности простых жителей. Я провел переговоры почти со всеми руководителями организаций, входящими в общественный совет, и был приятно удивлен их потенциалом и желанием работать. Мне не понятно, почему этот потенциал до сих пор никто не использовал. Это люди со своей позицией, со своими взглядами, очень инициативные и настойчивые. Лично я получил большое удовлетворение от процесса создания общественного совета.

— Какие ближайшие шаги общественного совета вы планируете?

— Мы будем ставить вопрос о предоставлении статуса совещательно-консультативного органа для нашего объединения. Это позволит нам влиять на власть и на принятие ею решений в городе. Я уверен, что мэр города должен опираться на два органа — городской совет, который отображает политические предпочтения полтавчан, и на общественный совет, который будет отстаивать общественные интересы жителей города. Городской глава должен направить эти две структуры на сотрудничество. В ином случае будут возникать конфликты. Этому есть примеры. Когда мы были не согласны с передачей 56 га земли бывших артскладов в Полтаве для жилищной застройки киевскому инвестору без какого-либо конкурса или тендера и за смехотворную цену в 27 миллионов, то мы открыто об этом заявили. Хотя городской совет никак не отреагировал и принял такое решение… Нам бы не хотелось повторить судьбу многочисленных общественных коллегий при органах власти, которые превратились в «говорильни».

— Ваша оценка экономического и социального состояния в городе?

— Если анализировать экономику, то я считаю, что отношение власти к крупным предприятиям в корне не верно. Она самоустранилась от сотрудничества, а между тем, ее задача — помочь расширять рынки сбыта и жестко осуществлять защиту интересов полтавского производителя. Власть должна мониторить финансовое состояние предприятий и не допускать их банкротства. Кроме того, следует содействовать созданию новых предприятий и привлекать инвестиции путем внешней деятельности и лоббировать интересы местных производителей на внешних рынках. Но ведь ни одна копейка не придет в город, когда нет стратегического плана и определенных гарантий. Гарантий не власти (которая может измениться), а самой общественности. Мы разработали четкий стратегический план, которого городская власть еще не имеет. А недавно подписали протокол о сотрудничестве с Альянсом «Новая энергия Украины» об общей организации технопарка по энергосбережению и энергоаудита. Это значит, что при помощи иностранных инвестиций (а о готовности присоединиться уже заявили американское и скандинавские агентства) мы сможем переоборудовать предприятия для уменьшения потерь электроэнергии, которые в наших с вами тарифах составляют приблизительно 20 процентов.

Если же характеризовать экономическую ситуацию в городе коротко, то ее можно описать одним словом — стагнация. Пять лет в Полтаве нет мэра. Никто не занимается жеками, реформированием системы здравоохранения, внедрением добровольного медицинского страхования, системой образования. Советская система образования развалилась, а нового ничего не внедрено. Необходимо ее возродить и отвлечь молодежь от компьютеров, пива и игральных автоматов.

— Политическая ситуация…

— Я, вообще-то, не политик, поэтому могу на все это смотреть со стороны. И меня беспокоит поляризация политических сил в городе. Это уже было в Украине недавно, и о последствиях мы можем судить сами. Сейчас городской совет разделен на два лагеря — 23 депутата против 27. Поэтому во главе нужен третий человек, который объединит депутатов на основании своей программы, чтобы потом не быть никому и ничем обязанным — ни должностью, ни поддержкой, ни какими-то решениями. Я хочу, чтобы городской глава был свободным от всего этого. Тогда община будет иметь свободу от противостояний во власти. За эту свободу стоит побороться и стоит потратиться.

— Как опытный бизнесмен можете ли вы обрисовать завтрашний день украинского бизнеса?

— Мы обречены на его развитие. И от государства зависит, каким именно он будет. Не хочу жаловаться, как нам трудно, потому что бабушке, которая получает пенсию 350 гривен, еще труднее. Но сейчас бизнес с государством — как на линии огня. Если взялся за это дело, то будь готов к налоговому прессу, визитам пожарников и т. п.

Но как бы там ни было, бизнес будет развиваться, поскольку есть много людей, которые стремятся работать. Бизнес привык выживать, когда его не трогают. О помощи, к сожалению, сейчас мы не говорим. Комитет по предпринимательству общественного совета разработал пакет мероприятий — реформирование разрешительной системы, окончательное создание «единого окна» для предпринимателей — и стремится их внедрить. И я буду способствовать общественному диалогу между властью и бизнесом. Позитивные примеры этого тоже есть: когда я был заместителем председателя бюджетного комитета горсовета, мы уменьшили ставку единого налога для перевозчиков, из-за чего предприниматели вышли из тени и увеличили поступления в бюджет. Основной составляющей бюджета должен стать подоходный налог, для чего необходимо сделать невозможной зарплату в конвертах. И будьте уверены: если нужно кого-то заставить — мы заставим, если нужно поддержать — поддержим. Но всегда должно быть взаимное уважение и общий процесс работы в пользу города и его общины.

КСТАТИ

Андрей Баранов был одним из претендентов на должность мэра Полтавы, выборы которого состоялись 26 ноября.

Он и его команда приложили немало усилий, чтобы победить. Но полтавчане отдали преимущество Андрею Матковскому, секретарю городского главы. Андрей Матковский получил 54 процента голосов, Виктор Животенко — 26,5 процента, Андрей Баранов — 7,4 процента, Александр Кулик — 3,9 процента. Остальные кандидаты набрали менее процента голосов, недействительными были признаны 3,6 процента бюллетеней, против всех проголосовало 5,1 процента избирателей Полтавы, явка составила 36,5 процента избирателей. «Явка избирателей прогнозированно низкая, — сообщил журналистам спикер КВУ Александр Черненко, — но выше, чем в других городах. Мы прогнозировали именно такую явку — от 35 до 40 процентов».

СПРАВКА «Дня»

Баранов Андрей Павлович родился 12 августа 1967 года в Полтаве в семье рабочего. В 1984 году окончил среднюю школу № 6 в Полтаве. В 1989 году окончил Смоленске военное инженерное ракетное училище, по специальности «военный инженер по средствам радиоавтоматики». В 2006 году со знаком отличия закончил заочный факультет Межрегиональной академии управления персоналом (г. Киев), по специальности «юрист-правовед».

С 1989 года проходил военную службу в Туркестанском военном округе (г. Мары) на офицерских должностях. В 1991 году уволился из рядов вооруженных сил и вернулся в Полтаву. С 1991 по 1992 год работал на должности заместителя директора научно-производственного предприятия «Квант». В 1992 году выступил соучредителем многопрофильной производственно-коммерческой компании «Элана» и был избран на должность президента новообразованного предприятия, где работал до 2001 года. С 2001 по 2005 год — главный советник-консультант ЗАО «Элана-Фарм». В 2005 году избран председателем Совета директоров Полтавского регионального межотраслевого консорциума «Энергомед», в который вошел ряд известных фирм Полтавы.

В 1998 году был избран депутатом Полтавского городского совета III созыва и вошел в состав постоянной депутатской комиссии по вопросам экономической политики, собственности, бюджета, финансов и цен. В 2002 году повторно избран депутатом Полтавского городского совета ІV созыва. В сентябре 2006 года избран председателем Совета общественных объединений и организаций Полтавы, в состав которого вошло 126 общественных объединений и организаций, действующих в Полтаве. Внепартийный.

Женат. Жена — Баранова Лиана Николаевна, инспектор оргметодотдела ЗАО «Элана-Фарм». Имеет двух дочерей.

Евгений БРЫЖ, Полтава
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ