Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мы, украинцы, рядом

12 апреля, 1996 - 20:31
КИЕВ, ПОСОЛЬСТВО ПОЛЬШИ В УКРАИНЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Суббота, 10 апреля, навсегда останется болью не только для Польши. Это боль для Украины, Европы и мира.

Да, украинцы и поляки имеют непростую историю взаимоотношений. Непростую историю в целом. Двадцать лет тому назад мы вместе начали побег из коммунистического лагеря. Как отметил бывший посол Республики Польша в Украине Ежи Бар, находясь в редакции «Дня», поляки были дальше от эпицентра поражения, чем украинцы. Но не только это позволило им быстрее добраться до безопасной территории (и такая ли она безопасная?). Они провели большую работу по самоочистке, приложили огромные усилия. Это расстояние, которое сегодня сохраняется между Украиной и Польшей, ярко свидетельствует о том, сколько времени мы потеряли и как далеко нам еще придется идти.

Однако, будучи далеко впереди, поляки не покинули нас. Во главе с Лехом Качиньским они упрямо протягивали нам руку — надежную руку поддержки товарища и брата. В книге из серии «Библиотека газеты «День» «Війни і мир» мы писали, что украинцев и поляков объединяет нечто большее, чем исторические связи. Польша одна из первых стран, которая поддержала Украину после обретения независимости и которая до сих пор поддерживает нас. Украинцы, мыслящие и имеющие душу, не забудут этого.

Поляки — среди наиболее близких нам народов. Гордый, иногда бескомпромиссный в своей позиции, истинно европейский и всегда открытый к равноправному диалогу народ. Горько становится, когда читаешь отравленные цинизмом интернетовские форумы и понимаешь: как же кому-то хочется, чтобы субботняя трагедия поставила поляков на колени! Нет, этот народ хранит достоинство и в радости, и в безграничном горе.

Лех Качиньский летел на советском самолете в советскую страну. Журналисты «Газеты.ру» описали, в каком состоянии был аэропорт, на который планировали принимать президентский самолет. Как сказала Валерия Новодворская, это была «жестокая посадка». Демократическая Польша хочет, чтобы Кремль попросил прощение за преступление сталинского режима. Да, признание катынской трагедии — большой шаг для России. Однако будет ли он искренним, если рядом с признанием преступлений, в Москве вывешивают портреты палача? Если бы не лайт-сталинизм в исполнении Кремля, атмосфера вокруг чествования памяти жертв Катыни-1 была бы совсем другой. А атмосфера, как и туман, значит очень многое. Придет ли это осознание к россиянам после второй Катыни?

Трагедия Польши открыла глубину запущенных проблем Украины и России. Еще совсем недавно мы не могли себе представить, что в Луганске будут висеть портреты Ленина и Сталина. Сегодня — это реальность.

Думающая часть украинского общества вздрогнула. Все застыли возле мониторов. А сердце Великой Украины сжалось в неописуемом сочувствии к братьям. К посольству, консульствам, культурным центрам потянулись очереди с цветами и свечами. В Польшу полетели десятки тысяч телеграмм, электронных писем, смс.

К сожалению, реакция украинских чиновников была непонятно сдержанной. Виктор Янукович приехал к посольству Польши только на следующий после трагедии день. А многие высокопоставленные должностные лица, которые тесно сотрудничали с польскими коллегами, вообще промолчали. Согласитесь, реагировать можно было бы быстрее и теплее. Соседи должны были прийти на помощь первыми.

Мы верим, что польский народ справится с этим ударом, потому что они консолидированы и едины. Польша, которую мы знаем и любим, которая заставляет себя уважать и считаться с собой, станет еще сильнее.

Узнав о трагедии, журналисты «Дня» сразу же были на рабочих местах. Мы благодарны нашим читателям, авторам, которые тоже не остались в стороне и прислали свои отзывы в редакцию. Мы, украинцы, рядом с Польшей и вместе с ней переживаем эту боль.

Ольга РЕШЕТИЛОВА ,«День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ