ДОМ БЕЗ СВЕТА И ВОДЫ
Выйти на связь с активистами дома по ул. Шевченко, 4 а, было очень просто: всего-навсего зашла на его сайт, написала письмо Сергею Иллюхину — разработчику портала и активному жителю — с предложением встретиться. И буквально через какие-то 15 минут уже разговаривала с ним по телефону, согласовывая день встречи. Кстати, о приезде корреспондентов «Дня» жители дома узнали в тот же день — из того же таки сайта.
Казалось бы, какие могут быть проблемы в новостройке, которую сдали в эксплуатацию менее двух лет назад? Но, послушав Сергея и его соседей, кажется, что лучше жить в старой хрущевке, чем переселяться в нововыстроенный дом. Представьте, что вы заплатили по тысячи долларов за квадратный метр жилой площади (до начала кризиса люди платили по две и больше тысячи), и теперь должны делать за свои же средства ремонт крыши, потому что она протекает и затапливает квартиры на верхних этажах; ремонтировать трубы в подвале, из которых тоже постоянно капает; вкручивать еженедельно лампочки в подъездах, потому что они постоянно перегорают, и решать кучу всевозможных проблем, чтобы жить было комфортно и уютно.
— Почему жители делают все это за свои средства? Да потому что ни жэк, ни компания-застройщик «Меркурий», которая по проекту обслуживает дом, не берется за это — у них на это средств нет, — говорит Сергей Иллюхин. — Когда дом сдали в эксплуатацию, здесь вообще ни тепла, ни света еще не было. Просто компания спешила сдать дом, пока не начался экономический кризис. А из-за такой спешки имеем кучу недоработок.
— Мы как раз — первое поколение жителей, которые жили здесь без коммуникаций, — добавляет другой жилец дома, Валерий Шафоростов. — Чтобы как-то готовить еду, мыться, мы протянули от трансформатора кабель, и 2700 киловатт накручивали в месяц.
— Прошлой зимой, когда ударили морозы, все еще стояло без отопления, люди писали заявления в мэрию, и только потом его включили. Проблема в том, что у нас тесно переплетены застройщик ДСК «Меркурий» и жэк, «Меркурий» должен обслуживать все свои дома, поэтому все претензии, какие мы выдвигаем к жэку, сразу поступают и к застройщику. Реакция жэка на исправление определенных проблем — нулевая. С отоплением будто разобрались, но жители 10-го этажа страдают оттого, что несколько раз в день должны спускать воздух из батарей, поскольку насос не в состоянии подавать горячую воду на 10-й этаж, — жалуется Сергей.
И это только верхушка айсберга. Сейчас жильцы дома готовят коллективное письмо в прокуратуру (активно обсуждают его на сайте и вносят свои предложения), в котором требуют от застройщика устранить все недоработки и недостатки.
— Наши требования к «Меркурию» — отремонтировать крышу, а также рассчитаться с долгами за вывоз мусора и работу лифтов, — продолжил Сергей. — В доме огромные долги за вывоз мусора — 42 тысячи гривен. А все потому, что застройщик не оплатил обслуживающей организации эту работу. Еще несколько недель назад перед домом была настоящая свалка. Жители сами поехали в обслуживающую организацию, заключили договор, заплатили средства — 23 грн. за вывоз одного контейнера — и оплатили несколько ходок машин. «Меркурий» заплатил из долга всего две тысячи. Такая же проблема с лифтами. Долг за их обслуживание тоже достигает порядка 40 тысяч гривен. Когда у нас сломался лифт, мы позвонили в ЧП «Унивел-лифт», нам объяснили, что из-за огромных долгов ремонтировать его не будут. Нет, если люди застрянут, то их спасут, но обслуживать лифт — нет. Дней пять назад «Меркурий» заплатил пять тысяч долга, но все ровно это не разрешает проблему.
Зато руководители «Меркурия» предлагают жильцам дома создать объединение совладельцев многоэтажного дома (ОСМД) и таким образом брать все в свои руки. Как говорит Сергей, жители к этому готовы, но это значит, что, кроме управления домом, они берут на себя все долги и недоработки и соглашаются сами их ликвидировать.
— Сначала мы хотим добиться от компании, чтобы она доделала все неурядицы, и потом взять все в свои руки, создав ОСМД, — говорит Сергей. — Мы с этим справимся, сомнений нет. Но взваливать еще на себя эти долги не хочется.
ВРАГ НОМЕР ОДИН — РАВНОДУШИЕ
Свою первую победу жители броварского дома вспоминают с улыбкой. Как только в сентябре этого года появился веб-сайт, они договорились ежедневно названивать в жэк, чтобы в доме вкрутили лампочки в подъездах, ввели лифт в эксплуатацию (когда заселялись первые жители, то носили вещи вручную), а также починили водопровод в подвале. Тогда и написали первое коллективное письмо от 45 квартир. Отнесли его в мэрию, которая прислала комиссию для проверки, и таки заставила жэк выполнить требования жильцов. По их мнению, если бы это не было массово, то вряд ли просьбы были бы услышаны.
— Но все ровно сделали не все, что требовали. Проект дома предусматривает два лифта в подъезде, но пока еще работает только один, и то таких размеров, что больше трех человек в нем не помещается. Я называю его лифтом для лилипутов, — говорит Валерий Шафоростов.
— Кстати, мы сейчас с вами стоим в опасной зоне, — добавляет еще один житель, Юрий Свистун, показывая рукой на крышу дома, где еще лежит снег. — На крыше такой наклон, который обеспечивает слет снега буквально на расстояние пяти метров. Пока еще травм, к счастью, не было, но я видел, как из-за снега в машине было повреждено стекло. Я с женой всегда со страхом прохожу к подъезду, потому что все может быть.
Как говорят жильцы проблемного дома в Броварах, он такой не один. По словам Сергея Иллюхина, через сайт они познакомились со своими коллегами по несчастью — жильцами другого новостроя, построенного также «Меркурием» приблизительно в тот же период. У них те же проблемы, что и в доме по Шевченко, 4 а. И сейчас они тоже хотят пойти путем шевченковцев и, возможно, создать свой веб-сайт.
Но, кроме внешних врагов, у жильцов есть еще и внутренние — среди самих же жителей.
— Уже сколько времени борюсь за сохранение саженцев во дворе дома, и все напрасно, — рассказывает Валерий. — В свое время мы посадили под каждым подъездом по несколько березок, кустиков, чтобы летом было зелено. Но ныне, когда маленькие деревца присыпало снегом и их почти не видно, кое-кто из жильцов паркует машины прямо на них. Получается, что одни жители не ценят труд других, которые сажали эти саженцы и старались при этом для всех, не только для себя. Боролись мы разными методами — развешивали объявления, просили, вывешивали на сайте информацию, но пока что это не действует.
— Действительно, достучаться до сознательности некоторых жильцов не так просто, — добавляет Сергей. — Хочется, чтобы они задумывались над тем, что делают. Когда еще мусор вывозился, перед мусорными баками постоянно парковался автомобиль, и мусоровоз из-за машины не смог добраться до контейнеров. Тогда мы напечатали объявления, и я каждый вечер клал их на стекло машины с просьбой больше так не делать. Теперь проблема так остро не стоит. Ныне хотим решить вопрос относительно парковок: поскольку места около дома очень мало, нужно сделать разметку, но этим займемся сами.
— Мы понимаем, что если не мы, то никто нашими проблемами заниматься не будет, — замечает Юрий Свистун. — Руководители «Меркурия» постоянно прячутся за своими секретарями, и встретиться с ними, поговорить, решить неотложные проблемы — невозможно. Они даже отключили городские телефоны и якобы забыли предупредить об этом жителей.
Все это жители активно обсуждают на сайте, который уже стал неотъемлемой частью жизни дома, и это притом, что создавался он сначала только для знакомства с соседями. А теперь это уже не просто средство внутреннего общения, но и возможность установить внешние контакты. Да, были случаи, когда к Сергею Иллюхину через сайт обращались представители кабельных компаний с предложениями провести телевидение и рассказать об этом другим жителям. Но самая главная функция портала — своеобразная площадка для обсуждения и решения проблем. Ныне на сайте общается треть жильцов (всего в доме 108 квартир). И это уже не просто общение единомышленников, а настоящий форум активистов, готовых бороться за свои права до последнего.