Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На низком старте

Имплементация, «русская зима» и кредиты МВФ — главные барьеры осеннего политзабега
2 сентября, 2000 - 00:00

Мало кто может позволить себе усомниться в том, что второй этап воплощения в жизнь апрельской народной воли будет чрезвычайно трудоёмким. Слишком сильно расслабившимся на летних каникулах следует напомнить, что 13 июля, под конец прошлой парламентской сессии, Верховная Рада с большим трудом и после длительных убеждений выдавила из себя 251 голос за президентский вариант имплементации результатов референдума. Этот вариант, как известно, предполагает автоматическое внесение в Конституцию утверждённых на референдуме изменений: сокращение количества депутатов до 300, ликвидацию депутатской неприкосновенности как понятия и упрощение процедуры роспуска парламента (в смысле, предоставление для этого Президенту нескольких дополнительных мотивов). Ещё один вопрос о введении двухпалатного парламента был на время отложен для предварительного всестороннего обдумывания. Так, во всяком случае, решил Президент, и с ним в полной мере согласился Конституционный суд. Теперь, уже на новой сессии парламент должен окончательно подтвердить своё решение более чем 300-и голосами, чтобы поправки считались принятыми. Вот с этими-то тремя сотнями (вернее, 50- ю недостающими парламентскому большинству для полного счастья) и могут возникнуть большие проблемы. Точнее, они возникнут в любом случае. Кроме как от левых фракций их взять негде. А левые так просто не дадут.

В то же время Президент абсолютно уверен в успехе имплементации. «Решения референдума будут воплощены в жизнь», — считает Леонид Кучма. Во всяком случае он будет «до последнего момента надеяться на мудрость депутатов». Но всё же вдруг депутаты, как обычно, проявят «глупость»? На этот вопрос прямого ответа нет. Президент лишь в очередной раз подтвердил, что не заинтересован в досрочных парламентских выборах. Причём, он (соответствующая информация «утекла» в агентство Интерфакс-Украина из «достоверных источников» в администрации) сообщил об этом работникам украинских посольств в странах Евросоюза. Такую же установку давал европослам и вице- спикер Степан Гавриш, говоря, что «осень этого года в Верховной Раде пройдёт под знаком конституционных изменений» и в полном соответствии с Основным законом.

Мудрое и своевременное наставление, если учесть, что не за горами осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, и всего через неделю свои выводы по ситуации в Украине собирается сформулировать Мониторинговый комитет СЕ. А ещё через неделю неугомонная Венецианская комиссия будет рассматривать проект заключения по обоим законопроектам о внесении изменений в Конституцию (президентскому и альтернативному). И уж совершенно необходимо, по мнению Степана Гавриша, как можно скорее провести ротацию украинской делегации в ПАСЕ, поскольку нынешняя позиция её большей части «не отвечает точке зрения парламентского большинства на процессы, происходящие в Украине». Действительно, эта самая «большая часть» состоит из представителей левых фракций и Сергея Головатого (блистающего юридической подготовкой в Венецианской комиссии). По логике не могут представители сломленной украинской оппозиции представлять цивилизованную страну в столь представительном европейском сообществе. В то же время сами представители оппозиции не слишком волнуются, поскольку по правилам всё того же сообщества сменить их на страсбургской вахте смогут не раньше января. Некоторое замешательство и задние мысли среди них может вызвать лишь обещание Гавриша включить в состав новой делегации и кое-кого из оппозиционеров. В общем, каждому стоит подумать, как себя дальше вести в Страсбурге, если хочется туда ещё когда-нибудь попасть.

В Верховной Раде же будут усиленно искать компромисс. Постоянно представляющий интересы Президента в парламенте Роман Бессмертный уверен, что это «общая большая работа» потребует определённого влияния и Президента, и правительства. Каким образом может быть найден такой компромисс, до конца не представляет себе никто. Своё видение предлагает политолог Николай Томенко. Он считает, что это будет традиционный компромиссный вариант по-украински: имплементация состоится, но пока не произойдёт. То есть, изменения в Конституцию будут внесены, но они не вступят в действие, пока не будут приняты «сопроводительные» законы. По словам вице-спикера Виктора Медведчука, конституционная комиссия, которую он возглавляет совместно с главой президентской администрации Владимиром Литвиным, уже в первой декаде сентября обсудит законопроекты о формировании парламентского большинства и депутатской неприкосновенности. Когда эти документы будут готовы к рассмотрению на сессии, тогда Медведчук готов будет говорить и об имплементации. А политолог Николай Томенко считает, что все эти поправки депутаты ни за что не согласятся утвердить, пока не будет внедрён институт двухпалатного парламента. Таким образом, все изменения в парламентском устройстве страны будут касаться того, будущего парламента... Когда он там будет... Томенко уверен, что это единственный возможный для пропрезидентских сил вариант договориться хотя бы с частью оппозиции. И платой за него со стороны Президента будет гарантия оставить в покое нынешний состав депутатского корпуса до 2002 года.

Ну а «сопроводиловка» к конституционным изменениям — это самый лакомый кусок. Виктор Медведчук сообщает, что в рамках конституционной комиссии достигнута договорённость о принципах взаимодействия между парламентским большинством и Кабмином не только в вопросах непосредственной работы, но и, что самое главное, в аспекте формирования правительства, «а значит и ответственности за него». Готовится реальный плацдарм для свержения кабинета Ющенко и последующего строительства на его развалинах нового, за который уже можно будет «ответить»?

Президент сохраняет верность выданному Ющенко карт- бланшу и обещает, что пока выводов относительно его правительства делать не будет. Но периодически покритиковать не забывает. И можно с уверенностью утверждать, что критика в адрес Ющенко, чем ближе к зиме, будет усиливаться. Мало кто вспомнит о погашенных пенсиях и зарплатах. Не в цифрах дело. Уже сейчас определились три наиболее актуальных вопроса: энергетика, международные кредиты и бюджет. С бюджетом всё относительно просто. Его основные критерии достаточно жёстко ограничены требованиями МВФ, а внутреннее наполнение оставляет широкий простор для компромиссов. Виктор Медведчук считает, что особых проблем при прохождении этого документа возникнуть не должно и в этом плане даже наблюдаются «позитивные результаты сотрудничества Верховной Рады и правительства». На такой же позитив надеется и правительство, заверившее устами советника премьера Валерия Литвицкого, что утверждённый Кабмином бюджет будет подан на рассмотрение депутатов до 15 сентября, как того и требует Конституция. Даже старый «любитель» правительства Ющенко Михаил Бродский со своим депутатским объединением готов поддержать правительство в бюджетном процессе. Значит, похожими будут и позиции некоторых других союзных «яблочникам» фракций.

Хотя, впереди ещё сложная работа по видоизменению предложенного правительством проекта Налогового кодекса, который, по мнению Виктора Ющенко, «может превратиться в совсем другой документ в результате политических интриг».

С другими двумя самыми актуальными вопросами украинской экономики дело обстоит куда сложнее. Для правительства их жёсткая постановка со стороны Президента звучит уже почти как приговор.

Приводить аргументы за и против правительственных реформ в ТЭК просто нет смысла, тем более, когда ближайшие родственники и коллеги одной из сторон энергетического противостояния коротают время в СИЗО. Слишком уж мощный это политический аргумент, причём для обеих сторон сразу. Если война продолжится до победного конца, то кто-то должен пострадать всерьез и надолго... Рассудит противоборствующие стороны, видимо, только зима и Леонид Кучма. Сейчас Президент формулирует своё отношение к происходящему однозначно — положение в ТЭК критическое. И добавляет, что не собирается «беспомощно наблюдать за ухудшен ием ситуации в энергетике, если она не будет улучшаться». Тут ещё Валерий Пустовойтенко периодически подсказывает взять Президенту ТЭК под личный контроль, приняв на вооружение наработки прежнего правительства. Но ведь Ющенко пообещал сам ответить за свет тепло нынешней зимой... Выходит, с одной стороны, пообещал — подождём, пусть ответит. Но с другой — потом ещё скажут, мол видели же, что не справляется, почему же не вмешались?..

А с кредитами — вообще ерунда получается. Денег пока не дают, но правительство всё ещё рассчитывает на них где-то в октябре, хотя на всякий случай и просчитывает возможности продержаться до конца года вообще без внешних вливаний. Итоги аудита Нацбанка, который, как выяснилось, всё же завышал свои валютные резервы, будут рассмотрены Фондом 6 сентября, а к концу месяца ожидается окончательное решение МВФ по украинскому вопросу. Пока же украинское правительство повинилось и добровольно вернуло Фонду почти 100 миллионов долларов, не совсем честно полученных в 1997-98 годах. Президент утверждает, что Ющенко сам должен решить проблему с возобновлением кредитования МВФ, которое было приостановлено почти ровно год назад. И как можно скорее. «Я полгода понимал, что можно считать предыдущее правительство не реформаторским, — говорит Леонид Кучма. — Но сегодня Запад признал это правительство реформаторским. Почему же под его имя не дают кредиты?» Вопрос, прямо в лоб. Оптимисты полагают, что на Западе видят: Ющенко может «вырулить» и без их финансовых вливаний, и не стоит портить его реформаторские начинания «шальными деньгами». Пессимисты уверены, что в международных финансовых организациях тоже сидят не дураки и прекрасно понимают, что за успехами Ющенко нет ничего, кроме деклараций. Если деньги в октябре пойдут, Виктор Андреевич заложит очередной маленький кирпичик в свой политический фундамент, если же нет — шансы его оппонентов резко увеличиваются.

Пока же Ющенко всё сильнее вязнет в противоречиях собственного положения. Можно предположить, что в начале года он шёл на премьерство с чистыми и искренними намерениями возродить украинскую экономику и нагулять серьёзный политический вес. Ныне он является заложником любых своих действий (исключим вариант чуда, когда весь народ вдруг в одночасье станет богатым и счастливым). Об обречённости «команды реформаторов» говорить ещё рано, но её политическое положение не из самых удобных. Любая ошибка или просчёт будут мгновенно использованы против Ющенко, причём по полной программе. А любой успех будет только ещё более раздражать оппонентов и усиливать их усердие в поисках недостатков. Против Ющенко работает и понравившийся многим российский вариант блестящей служебной карьеры: премьер — и. о. президента — президент. Николай Томенко уверен, что основные центры влияния стараются разыграть именно этот сценарий, первым актом которого, естественно, является освобождение стартового премьерского кресла. Этим, по мнению политолога, и обусловлена нынешняя чрезмерная политизация правительства. Один из выходов он видит в активизации позиции самого Президента по отношению к исполнительной власти. Хотя напряжение можно несколько ослабить, отдав «немножко Кабмина» на откуп парламентским фракциям.

Все эти бесчисленные вопросы, варианты и сценарии за лето, безусловно, прокручивались не раз и не в одной голове. Значит, на следующей неделе, когда начнутся пленарные заседания парламента, можно будет наблюдать интересный этап очередного позиционирования фракций большинства по отношению как к правительству, так и к неисповедимым путям имплементации. Многие говорят о грядущем перераспределении сил в большинстве, возможном ослаблении одних и укреплении других центров влияния. Вице-спикер Виктор Медведчук пока на имеет официальной информации о возможных изменениях в составе групп и фракций, хотя и догадывается, что они обязательно состоятся, поскольку процесс объединения объединения партий должен обязательно отразиться и на парламенте. Руховцы Костенко не исключают в связи с последними событиями вокруг Успенского собора (которые явно показали кто «москаль», а кто «свідомий») создания нового право-центристского блока, в который могут войти оба Руха, «Реформы-Конгресс», «Собор» и «Батьківщина». Тихо готовится к усилению «Солидарность» Петра Порошенко, в которую, по некоторым данным, готовы войти ещё около 8 депутатов, что автоматически делает фракцию одной из самых влиятельных. Подумывают об обретении собственной легитимной парламентской группы и «самопровозглашённые» яблочники Михаила Бродского (для официальной регистрации им не хватает всего 4 депутатов, которых они собираються найти среди внефракционных).

И снова не последнюю роль в этом процессе могут сыграть левые, которые даже собираются на время забыть о межпартийных дрязгах и 8 сентября выйти на улицы мощным фронтом демонстраций протеста против повышения цен на продукты и жилищно-коммунальные услуги. Неважно, много ли сторонников они смогут вывести под свои знамёна. Важно, что и на этот раз выиграть может тот, кто сумеет с ними вовремя договориться.

Андрей ТЫЧИНА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ