Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На Виннитчине на чердаке нашли неизвестную картину

Вероятно — Тараса Шевченко
3 августа, 2007 - 19:50

Сельский учитель из Виннитчины, который пока не хочет, чтобы о нем знали, и не встречается с прессой, перебирая вещи на чердаке старого дома, который ему передали в наследство, нашел старую картину. Казалось бы, ничего особого — обычный городской пейзаж, если бы только не подпись в нижнем левом углу — «Шевченко Т.»... Эту картину долгие годы считали потерянной, а сегодня полотно Шевченко находится в столичном Аукционном доме «Art Palace». «Недавно к нам позвонил по телефону мужчина, который сказал, что нашел нас через сайт, и попросил приехать и посмотреть на находку, — рассказал «Дню» эксперт-искусствовед галереи Аукционного дома Сергей Матвиенко. — Мы приехали и, честно говоря, были просто шокированы. Несмотря на явные потери в слое краски, на картине была довольно четко видна подпись Шевченко. Тогда мы привезли работу в Киев. В столице ученые провели специальные физико-химические исследования. Результаты показали, что период создания картины — середина ХIХ века, а подпись сделана одновременно с нанесением рисунка и графически совпадает с эталонными образцами Тараса Шевченко».

На полотне почти с фотографической точностью изображен пейзаж небольшого города ХIХ века. Картина написана акварелью. Называется просто и без излишней оригинальности — «Краєвид». Ее относят к периоду работы Шевченко в археографической комиссии. Именно в это время Кобзарь много путешествовал, рисовал и описывал исторические памятники. Существует множество мнений в отношении того, какой же город изображен на картине. Это может быть и юг, и восток Украины, и территория современной России.

По словам экспертов, в картине не может быть убедительного провенанса (истории владения предметом), наконец, как и у большинства антикварных художественных изделий. Ведь во времена Советского Союза отсутствовала культура передачи художественных ценностей. Если же вспомнить период гражданской войны, то при неоднократной смене власти тем более не было такой возможности. Однако провенанс вполне возможен в отношении соцреалистической живописи. Но и здесь у экспертов могут быть абсолютно разные взгляды.

В Национальном музее Тараса Шевченко не очень верят, что найденная картина является работой Кобзаря. Хотя обоснованной оценки они не могут дать, потому что пока что не видели этой картины. «К нам неоднократно приходили коллекционеры и говорили, что принесли работы Шевченко, — сказала «Дню» заведующая сектором уникальной книги Национального музея Тараса Шевченко Ольга Цурканюк. — Но еще ни разу после проведения экспертизы эта информация не подтверждалась. Картину «Краєвид» нам не приносили. Мы эту работу не видели. Разве что только в новостях. Поэтому никто не может дать четкого ответа — Тарас Шевченко это или нет».

Некоторые шевченковеды, как сообщил недавно один из украинских телеканалов, отрицают то, что данная картина принадлежит кисти Кобзаря. Они не доверяют подписи, неукраинской внешности людей, изображенных на картине, а также потому, что картина сделана в вертикальной плоскости. По их словам, большинство полотен Шевченко написано именно в горизонтальной плоскости.

Однако эксперты Art Palace дают этому объяснение. «Мы пошли в Национальный музей Тараса Шевченко и имели возможность еще раз посмотреть на работы Кобзаря, — говорит Сергей Матвиенко. — Шевченко таки рисовал в вертикальной плоскости. Подтверждением этому является его картины «Катерина на пасіці», «Форт Карабушак», «Почаївська лавра» и др. Они выполнены различными техниками — и маслом, и акварелью. Так, картина «Форт Карабушак», как и «Краєвид», написана акварелью в середине ХIХ века. Что же касается костюмов людей, изображенных на картине, то, конечно, здесь нет ни вышиванок, ни других элементов украинской национальной одежды. Но не на всей территории тогдашней Украины носили национальную одежду. Стоит хотя бы вспомнить территорию тогдашнего Донбасса, Крыма, юго-востока Слобожанщины и некоторые другие земли нашего государства, где национальная одежда не была в широком использовании. Кроме того, Шевченко пришлось много путешествовать бескрайними просторами Российской империи. И он мог писать картины везде».

Эксперты указывают, что в середине ХIХ века, когда работа была написана и подписана, вероятно, Шевченко, он еще не получил широкого признания в художественном кругу. Поэтому другой художник не стал бы им подписываться.

Теперь для более детального исследования «Краєвида» украинские эксперты обратились к коллегам из Санкт-Петербурга и США. Пока что общение ведется на уровне телефонного режима и Интернета, но зарубежные друзья пообещали вскоре прилететь в Украину и помочь в исследовании.

Тем временем киевские реставраторы уже подтвердили, что «Краєвид» принадлежит кисти Кобзаря. «Нам часто приносили различные работы, вроде бы Шевченко, — сказала «Дню» реставратор высшей категории Научно-исследовательского реставрационного центра Украины Татьяна Бычко. — Но они оказывались подделками. Как мне известно, были и случаи, когда работы, которые Национальный музей Тараса Шевченко считал копиями с работ Кобзаря, после исследования в нашем центре оказывались все-таки работами Шевченко. Когда я впервые увидела картину, то несколько насторожилась. Ведь она была просто в ужасном состоянии. В ходе реставрации, физико-химических исследований было установлено, что материальная часть картины относится именно к тому времени, именно к середине ХIХ века. Мы в первую очередь смотрим на старение материалов, на то, как лежит краска, в какой момент могла быть поставлена подпись. Конечно, никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, что это Шевченко. Это мог бы подтвердить только Тарас Григорьевич. Но это точно не современная работа. Если есть работа, которая выполнена в такое время, когда доказано, что она не вчерашней давности и она по стилистике и теме совпадает с творчеством определенного автора, то каждый человек в праве считать, что эта работа настоящая».

Чтобы решить судьбу «Краєвида», Art Palacе обратится к меценатам с предложением разместить картину в одном из ведущих музеев Украины. Если же они не заинтересуются, полотно предложат украинским коллекционерам. При этом обязательным условием передачи будет ежегодная выставка картины Шевченко в течение месяца в одном из музеев. Тем не менее искусствоведы уверяют, что в любом случае картина за границу не попадет.

Анна МАДЕЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ