Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Начинаются утечки... списков

Пойдут ли за ними капиталы?
18 мая, 2005 - 20:14

Президент Украины Виктор Ющенко вчера заявил, что доклад относительно 29 предприятий, которые подлежат дооценке (читай, реприватизации. — Авт.), будет представлен через два дня. А сейчас разрабатывается (в дополнение к списку 29-ти? — Авт. ) механизм повторной приватизации. Иными словами, Президент признал существование списка и претензий власти к попавшим в него предприятиям.

Так что вчерашний день можно будет в дальнейшем отмечать в украинских календарях. Хотя сегодня еще совершенно непонятно, каким цветом. То ли красным — наиболее подходящим для процессов национализации и реприватизации, то ли черным, который может символизировать реакцию собственников этих предприятий и всех инвесторов вообще, то ли оранжевым как символом нашего очищения. Как говорится, возможны варианты.

Итак, «список Кинаха», существование которого отрицала премьер-министр (Анатолию Кирилловичу как первому вице-премьеру и главе соответствующей комиссии было поручено его составить), хотя и в виде утечки информации, но все- таки увидел свет. Вопрос лишь в том, что его «крестным отцом» почему-то стало российское издание — газета «КоммерсантЪ», сумевшее каким-то образом приподнять завесу секретности (вплоть до полного отрицания), которую якобы из благих побуждений создавало вокруг этого списка украинское правительство. Признаемся, что корреспондент «Дня» в этом плане также, не святой и предпринимал попытки заполучить список. Но получил (в весьма суровой форме) полный отказ. Так что у нас нет никаких оснований подозревать в организации этой утечки вице- премьера, которому вчера за его особую позицию в вопросе реприватизации на заседании Кабмина перепало как школьнику. Кроме того, Президент поставил точку в «полемике» между секретарем Совбеза Порошенко, первым вице-премьером Кинахом и премьером Ю.Тимошенко по поводу... существования списков как таковых.

И все же частный вопрос утечки в очередной раз пролил свет на ту борьбу, которая не без ожесточения идет между недавними единомышленниками в правительстве. Вполне очевидно, что премьер была против списка вообще и, в частности, против его оглашения. Это позволяло ей держать руку на пульсе (и горле) бизнес-среды и при первой надобности посылать кому надо (без всяких количественных ограничений) сигналы и намеки с соответствующими списочными номерами. Таким образом сохранялся шанс управлять и законодательным, и фискальным процессом. Обнародованный список практически переводит реприватизацию из разряда средств для теневого давления на бизнес в судебную плоскость и позволяет собственникам «опальных» предприятий уповать на законодательство, добросовестность судей и изворотливость адвокатов. Кроме того, в конце этого списка нет или во всяком случае, так как обещано, не должно быть многоточия... И это позволяет «внесписочным» предприятиям, которые по сей день «напрягались» из-за реприватизационных рисков, спокойно работать.

Попытки оттянуть оглашение списка 29-ти позволяют рассматривать еще и версию о возможных маневрах, связанных с непрозрачным его формированием. Сколько, к примеру, «стоил» №30 для того, кому удалось от него отбиться? Или такой вопрос кажется фантастическим? Но это только частность, достаточно хорошо иллюстрирующая процесс принятия решений в правительстве, который официальными рупорами описывается как абсолютно прозрачный...

Список содержит и довольно острые подводные камни также и для сферы инвестиционной деятельности. Четыре из внесенных в него предприятий находятся под контролем российских структур. (Запорожский алюминиевый комбинат — 93,01% его акций через ВАТТ «Автоваз-Инвест» владеет «Суал-холдинг» Виктора Вексельберга. ЗАО «Лукор», 52,7% акций которого принадлежат ЗАО «Лукойл-нафтохим» (дочерняя структура НК Лукойл); Николаевский глиноземный завод, принадлежащий ОАО «Русский алюминий». ЗАО «Росава», подконтрольное холдингу «Амтел», а официально — «Укрсиббанку».) Между тем, помнится, российский бизнес получал гарантии на самом высоком украинском уровне... Сумеет ли правительство оградить страну и себя от ответных соседских мер? Политолог Станислав Белковский считает, что «Виктор Ющенко рассматривает русских собственников украинского бизнеса как потенциальных лоббистов его интересов в Кремле». Как же мы теперь без них?

Естественно, в данном списке преимущественно предприятия, принадлежащие украинским собственникам — крупному капиталу, рискующему быть ликвидированным как класс. Никто не сомневался, что в список попадет «Криворожсталь», «Никопольский завод ферросплавов», Центральный, Северный, Ингулецкий, Иршанский и Вильногорский горно-обогатительные комбинаты, Днепропетровский меткомбинат имени Дзержинского», Никопольский южнотрубний завод, «Азовмаш», «Криворожский железорудный комбинат», принадлежащие двум-трем крупнейшим финансово-промышленным группам страны. В списке также НАСК «Оранта», ОАО «Чистые металлы», «Горно-обогатительный комбинат «Сухая балка», ОАО «Новотроицкое рудоуправление», «Докучаевский флюсодоломитний комбинат», ОАО «Кривбасвзрывпром», Северодонецкий и Ровенский «Азоты», Черноморский и Херсонский судостроительные заводы, Рубежанский картонно-тарный комбинат, Херсонский хлопчатобумажный комбинат, ОАО «Укрпапірпром». Главные «списочные мишени» — группы Рината Ахметова и Виктора Пинчука. В этом смысле утечка списка является элементом давления.

Можно предположить, что некоторым участникам списка вскоре так или иначе удастся из него выскользнуть. Не исключено, к примеру, что в скором времени в списке или в судебных анналах не будет, к примеру НПЗ «Галичина», которая может послужить хорошим стимулом для участия в некоем провластном блоке также и Народной партии Владимира Литвина.

«КомерсантЪ» сообщает, что «черный» список был продиктован из секретариата Президента, который ранее обещал пообщаться по этому вопросу, в первую очередь, с украинской прессой. И тут нельзя не вспомнить, что первое интервью наш Президент дал той же газете, связанной с господином Березовским и первую пресс-конференцию провел для российских журналистов... Казалось бы, сначала надо публично сформулировать критерии дооценки и реприватизации, потом обнародовать список и тут же отправить его в суды и другие соответствующие органы. В общем хотели прозрачно, а получилось как всегда.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ