Особый пафос конкурсу «Мисс Киев ХХ столетия» (и ответственность его устроителям) придало само место проведения форума — Национальная опера Украины. Вопрос о совместимости моделинга и высокого искусства, впрочем, является отнюдь не бесспорным. То, что женская красота извечно это искусство питала и провоцировала — общеизвестная истина, даже трюизм. Да и опыт подобных жанровых ремиксов не нов для Европы. К примеру, в программу празднования 2000 Нового года в Будапештской статс-опере, помимо собственно оперного гала-концерта и выступления балета, входило и модельное шоу. Но вот прецедент проведения в Киевской опере «Дней национальной моды» (1996 год) запомнился, кроме прочего, досадным контрастом: на сцене — помпезный парад коллекций украинских дизайнеров, за кулисами — окурки, разбросанные манекенщицами. Начальник Главного управления культуры Александр Быструшкин уверял, что «окурков на этот раз не будет», а «содержание концертной программы будет соответствовать помещению». Анонсировалось участие в празднике солистов театра, ободряющей была информация и о том, что сценографией занимается Мария Левитская — достойная преемница покойного графа Федора Нирода на месте главного художника Национальной оперы.
Окурков действительно не было. Сценография действительно была деликатной. Был и один номер классической музыки — в исполнении струнного квинтета театра. Остальное музыкальное оформление никакого отношения ни к уровню, ни к понятию «опера» не имело. Не подвергая сомнению талантливость выступавших поп-певиц Нины Шестаковой и Ирины Сказиной, а тем более — Лайзы Минелли, Шарля Азнавура, Джо Дассена и Мерилин Монро, под записи которых проходило шоу, не могу все же представить, какое отношение они имеют к академической сцене. А уж задорный хит очаровательно вульгарной Рафаэллы Карры (незатейливое диско которой сам люблю со времен телепередачи «Утренняя почта» эпохи «развитого социализма») был уместен в стенах оперы едва ли больше, чем кафешантанный канкан или стрип-шоу.
Участницы несомненно подтвердили, что Киев не зря имеет славу города красавиц. Вышколенные специально ангажированным из Санкт-Петербурга балетмейстером, обладателем двух гран-при Международного конкурса им. Сержа Лифаря Виталием Аркадьевым, они продемонстрировали хорошую пластику, слаженность и артистизм. Титул «Мисс Киев ХХ столетия» получила Анна Врублевская. А красивым и благородным напутствием девушкам стали слова прославленной актрисы Ады Роговцевой: «Красота обязывает. Она не освобождает от хорошего воспитания, от вкуса и от того, чтобы быть нужным людям». Впрочем, от участия в церемонии награждения Ада Николаевна отказалась. Хорошо бы и всем нам отучиться от этой национальной привычки «пхати весь сир в один вареник». И осознать, наконец, что опера — это опера, а не некий «зал культуры, архитектуры и искусства» (формулировка, прозвучавшая со сцены во время вручения наград).