Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальный банк обещает новый коридор

И либерализацию валютного рынка. Но не сейчас
20 января, 1999 - 00:00

Логично предположить, что учреждение, ответственное за своевременное информирование общественности о новых горизонтах курсовой политики, должно было бы немедленно удовлетворить нездоровый валютный ажиотаж граждан. Тем более что коридор-то, рассчитанный для монетарных показателей прошлого года, никто так и не продлил. Очевидно, чувствуя бремя ответственности, глава НБУ Виктор Ющенко решил прояснить суть вопроса. Однако на пресс-конференции, созванной с этой целью, он говорил не о новых параметрах валютной политики Нацбанка, а о причинах, не позволяющих ее обнародовать.

Со слов Виктора Ющенко следовало, что на самом деле значительная часть директив для монетарной политики «еще дискутируется». Что это значит на обычном языке? Во-первых, у Нацбанка еще нет согласованных с правительством прогнозов по реальному выполнению бюджета, и это не позволяет ему назвать точные (коридор все-таки) значения курсовых колебаний гривни. Кстати, другая модель валютной политики вообще не обсуждается.

(В.Ющенко дал понять, что ориентиром при определении параметров валютного коридора является средневзвешенное курсовое значение 3,9–4 грн/$1, на котором построен уже утвержденный бюджет 1999 года).

Затем Нацбанку нужно точно знать, из каких источников будет финансироваться дефицит бюджета, какую стратегию изберет правительство в отношении своих внутренних и внешних долгов, сколько будет собрано налогов в казну и на какие цели они будут использоваться. Ведь от этого зависит объем «пустых» денег, которые будут вброшены (или нет) в экономику. Кроме того, ответы на эти вопросы упираются в решение МВФ финансировать (или нет) экономические «опыты» правительства, что, в свою очередь, зависит от лояльности к прошлогодним результатам этих опытов. Виктор Ющенко настаивает, что у «дискутирующих сторон» наблюдается высокая степень взаимопонимания.

Во-вторых, Нацбанк больше не хотел бы досрочного «опрокидывания» валютного коридора и поэтому будет называть только те цифры, за которые сможет отвечать. Действительно, нет смысла объявлять валютный коридор, служащий страховочным механизмом для участников рынка, если тот может быть в любой момент отменен. А угроза такого сценария велика, поскольку административный коридор хорош только на короткое время, которое уже исчерпано.

Поэтому, в-третьих, Нацбанк добивается, чтобы параметры валютного коридора еще и выдержали испытание либерализацией валютного рынка (судя по всему, либерализация — в перечне требований Международного валютного фонда). Из того, что «смог сегодня сказать» глава Нацбанка следовало, что правление НБУ обсудило «10–12 шагов», направленных на дерегуляцию валютообменных операций. Правда, вводить их можно будет только после устранения вызвавших их причин — участия НБУ в прямом финансировании дефицита бюджета, а также стечения неблагоприятных факторов во внешнеэкономических отношениях (имеется в виду сальдо внешних капиталовложений и торговли). В противном случае «мы придем к тому, от чего ушли», резюмировал Виктор Андреевич. На вопрос журналистов, какие валютные «свободы» будут возвращены первыми, Виктор Ющенко назвал послабления на рынке наличных операций. А последними, домыслим от себя, — возврат межбанковского валютного рынка.

Итак, подытожим «хорошие новости» от Национального банка (пусть даже их появление — результат отработанной процедуры «производства новостей»). Особенно радует то, что под грузом проблем, диктата финансового рынка и давления МВФ правительство будет вынуждено поделиться деньгами с экономикой и, возможно, даже начнет какие-то структурные реформы. Вселяет некоторый оптимизм и то, что в будущем провозглашении новой валютной политики экономического расчета будет больше, чем собственно политики. Хорошим известием можно считать и планы Нацбанка постепенно отменить административный контроль на валютном рынке. А из плохих новостей отметим только одну: все перечисленное выше из области пожеланий. Дискуссия еще продолжается...

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ