Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Народу нужны позитивные ценности,

или Почему «схидняки» за примирение с «западенцами»
16 февраля, 1999 - 00:00

В Украине с единством туго. Даже всеобщее нищенство нынешнего безвременья, которое зовется временами реформ, не создало идеи народного единения.

Вместо этого к рудиментам тоталитарной эпохи, когда украинцев расслаивали на «трудящиеся массы» и «гнилую интеллигенцию», «стахановцев» и «врагов народа» и так далее, добавилось еще и зачатое в политических ретортах искусственное противостояние по линии Восток — Запад.

Поэтому не нужно быть особенно высоколобым, чтобы понять — не распри нужны сейчас, а объединяющие идеи, которые связали бы таки 52-миллионную растерянную массу в единое целое, которое бы проницательные тонкошеие политологи уже без фальши могли бы называть украинской общностью.

Было бы неправдой говорить, что в этом плане ничего не делается. Но, как показывает практика, усилий только киевского «Динамо» и братьев Кличко явно не достаточно... Нужны еще и действия государственных лидеров. Но самый высокий из них жизнеутверждающе заявляет, что национальная идея не сработала, хотя к ней никто и не подступал. (Переименование же «кравчучки» в «кучмовоз» идеей, тем более сверхнациональной, назвать трудно). Иные же, взявшись на митингах за руки, учат народ по слогам скандировать «зла-го-да» или «єд-ність», при этом нещадно и мелочно дерясь за межу в своих партийных огородиках. Еще иные, которые к тому же уже примеряются к роли нового «отца нации», заявляют, что пенсии воинам ОУН-УПА должен платить бундестаг.

Конечно, бывшая компартийная элита в хорошем настроении: ей весело, поскольку обеспечила себя так, что хватит и внукам. Впрочем, с иском к фатерлянду смогут обратиться и потомки большевиков, так как упорные слухи твердят, что именно оттуда в опломбированном вагоне прибыл когда-то их вождь в Россию делать революцию. Но это так, к слову.

Что же касается подобных заявлений, то непонятно — на кого они рассчитаны. Если на ветеранов НКВД и Забайкальского фронта, то они и их потомки вряд ли станут опорой для уважаемого претендента в строительстве Украинского государства. А именно такое государство, если верить заявлениям потенциальных «руководителей», они собираются строить. Наиболее же активным — государственно-созидательным — элементом являются как раз эти «западенці», «галичмени» и «бандери», которые забрасывали кандидата на булаву картошкой, а для одной пассионарной дамы из Конотопа не пожалели даже яиц. И которые встречают — улыбки, слезы на глазах — приезд Президента (любого, хорошо уже то, что — свой) реянием государственных знамен и хлебом-солью. Если же этот Президент сможет еще и связать несколько слов по-украински — могут даже о невыплаченной за год зарплате не спросить.

На Востоке — трудно. Но там — тоже украинцы. И если не унижать их социальное достоинство, доводя до состояния скота и быдла, при этом по-иезуитски кивая на «независимость», то жажда национальной и исторической справедливости достучится и до «східняцьких» сердец.

А о том, что реабилитация украинских повстанцев является именно таким актом, уже просто не по себе говорить. Потому что ненормально не признавать геройства. Потому что ошибаются те, кто вооруженную борьбу за Украину считают «бандитизмом» (вы слышали песни о рэкетирах? Я — нет. А об «уповцах» этих песен сотни). Потому что эта борьба, хочется кому-то или нет, лежит в основе эмоциональной энергии доброй половины народа. Пассивное же невосприятие ее другой половиной является только результатом идеологической обработки, которая довлела над нашим народом долгое время.

Как, кстати, ошибаются и некоторые р-революционеры, которые готовы отменить День победы на том основании, что это не «наш», мол, праздник, как и вся Вторая мировая война. Немного правды в этих оценках, наверное, есть, но куда вы, уважаемые, денете смерть и кровь, героизм и страдания миллионов, подчеркиваю — миллионов украинцев, которые не были ни «империалистами», ни «предателями». Другое дело, кто этим всем воспользовался. Но разговоры, что все было напрасно — безответственный намек, который невольно побуждает взять в руку гнилой помидор.

Уважаемые народы уже давно провозгласили национальное примирение, и поставив общие символические кресты своим франкистам и республиканцам, «аковцам» и воинам Армии людовой, всю свою энергию направили на подъем собственного благосостояния. И в Украине, впрочем, нашлось место для немцев-оккупантов на кладбище. Где поседевшие Фрицы и Гансы возлагают цветы своим побратимам едва ли не вместе с ветеранами Великой Отечественной. Тогда как пламени застарелых украинских распрей искусственно не дают погаснуть, подливая в него бензин новейшей злобы и старой лжи.

Другой вопрос, что до всего этого мало кому есть дело. Для правящей элиты УПА — что-то, если и не враждебное то во всяком случае непонятное, так как эта аббревиатура мало похожа на МВФ или хотя бы на АПК. С коммунистами (прошу прощения, кроме Бориса Олийныка) тоже нет вопросов. И для многих национал-демократов это не актуально, так как на фоне высокого чина УПА их действия выглядят просто давкой возле корыта.

Поэтому так много значило: кто из наиболее известных украинских политиков способен, наконец, поднять голос за прекращения губительных распрей, разъедающих душу и тело общества, и поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости. Это был бы поступок, достойный не просто человека, рвущегося к политическому Олимпу, но и лидера нации, способного объединить электорат в народ.

И такой лидер нашелся. Не имеет значения, что это бывший генерал КГБ, а не, скажем, бывший «зэковский генерал». Тем более весомым является его заявление о необходимости реабилитации воинов Украинской повстанческой армии. Это сильный шаг кандидата в президенты, свидетельствующий не только о мужестве, но и о дальновидности этого человека, который понимает то, что понимал и мой дед-артиллерист, участник обороны Кавказа, говоря об «уповцах»: «Они натерпелись еще больше, чем мы...» И в то же время никак не поймут это дубовые головы некоторых «наших» политиков.

Это многообещающий шаг, за которым, хочется верить — понимание необходимости положительных ценностей для коллективного «Я» народа. А затем — и действия, которые не осчастливят всех в одночасье, но станут хотя бы началом конца эпидемии разочарований и упадочных вирусов.

Да, народу нужны положительные ценности. Нужно восстановление веры в себя. Нужны победы.

В том числе — и на выборах.

Павел ВОЛЬВАЧ, Запорожье
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ