Речь, по сути, шла о том, что Евгений Марчук обозначил однозначно: «Сегодня избирательный процесс исполнительной властью превращен в наступление на демократию». И чрезвычайно характерно, что впервые, может быть, информация председателя ЦИК Михаила Рябца, с которой он выступил на Совете, отнюдь не опровергала этого тезиса, а, скорее, всей своей фактологической обнаженностью подтверждала его — возможно, и вне желания председателя ЦИК. Тем не менее, именно он говорил о том, что творится на телевидении, в других СМИ, и о препятствии местными властями организации встреч с кандидатами, и об отсутствии равных условий для кандидатов, и о прочих массовых «откровенных нарушениях» избирательного законодательства со стороны должностных лиц. Разумеется, во всю величину тут же встал вопрос: «А какие же меры следовали со стороны ЦИК?» На это у Михаила Рябца есть ответ, с которым, положа руку на сердце, трудно спорить: «Закон о выборах президента предоставил возможности безнаказанности». К этому он добавил, что ЦИК отправил десятки обращений в Генпрокуратуру, которые были отфутболены обратно...
Однако председатель парламентской комиссии по контролю за выборами Александр Ельяшкевич не принял объяснений Михаила Рябца, заявив, что и «несовершенный закон надо выполнять», а руководству ЦИК это мешает делать его «заангажированность». Вопрос о том, обращался ли ЦИК к Генпрокурору по поводу превышения власти и злоупотребления служебным положением руководителем Нацтелевидения Долгановым — остался без ответа. Александр Ельяшкевич посоветовал главе ЦИК поддержать перед Президентом поправки к закону, которые делают возможным снятие кандидата с регистрации через Верховный суд за грубейшие нарушения законодательства. Он также призвал ЦИК «проявить гражданское мужество, сознательность, профессиональные качества и выполнить свой гражданский долг» перед народом, обеспечив ему конституционное право на свободное волеизъявление.
«Беспределом» назвал то, что творится в государстве, председатель Комитета по вопросам свободы слова и информации Иван Чиж — и, разумеется, не открыл ничего нового для представителей СМИ. Все знают, как действующая власть «работает» с прессой, если она пытается быть объективной, а не обслуживать «единственного и незаменимого», которого пытаются не выбрать, а «назначить».
Члены «каневской четверки» не обошли, конечно, тот факт, что сегодня пропаганду за Кучму ведут «чужие президенты, министры и футбольные комментаторы», а также «певческие десанты» — Кобзон, Розенбаум и т.д. Александр Мороз напомнил, что, хотя «мы живем при мафиозной власти — наступает момент истины». Он предложил руководителям органов местного самоуправления «рассмотреть ситуацию на сессиях — надо будить людей». Евгений Марчук напомнил, что «политика запугивания», используемая исполнительной властью, это посягательство на конституционные права избирателей, «нагнетание атмосферы страха — это бесстыдно организованная атака на права украинцев».
Десятки, сотни примеров противодействия исполнительной властью осуществлению равных возможностей предвыборной борьбы вызывают к жизни вопросы, считает Евгений Марчук: «Что делается в нашем славном отечестве? Что это за выборы? Что это за «конкуренты», что это за «мужики», которые боятся подписаться своим именем и распространяют грязь, прячась за провокациями, за чужими подписями? Это трусливая, подлая позиция. Вот почему они так боятся честных выборов, вот почему их так напугало соглашение о честных выборах... Выборы закончатся, разберемся с разными эпизодами, но придется долго разбираться с явлением, которое породила нынешняя власть».
Евгений Марчук сказал, пожалуй, самое главное и самое страшное — это, действительно, преступление против своего народа: после стольких лет выстраданного пути к демократии — отбросить общество, придавленное экономической разрухой, во мрак страха, беззакония и очевидной безнаказанности «творцов» победы «главного кандидата».
Александр Ткаченко ставит вопрос, который еще ждет своего ответа: «Если возле Президента собралась кучка мародеров — то неужели мы ничего не можем сделать, чтобы прекратить глумление над своим народом?» Собравшихся руководителей с мест Александр Ткаченко просил только об одном: «Не прислуживать ни главе ВР, ни Президенту — служить людям. Будьте законопослушными — не больше». Председатель парламентского комитета по вопросам правовой реформы Василий Сиренко сказал: «Нарушение законов разрушает государственность». Его потом цитировали руководители местных советов. Дело за малым — сохранить государственность...