В мировом прокате фильм «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы будет идти под названием «You, my joy». Напомним, по традиции, кинофорум на Лазурном побережье пройдет с 12 по 23 мая. Красная дорожка этого одного из самых знаменитых кинофестивалей мира принимает суперзвезд первой величины. И впервые Украина участвует в полнометражном конкурсе!
Продюсеры картины «Счастье мое» с производственным бюджетом около 2 млн. евро выступают: Олег Кохан, (Украина, SOTA Cinema Group), Хайно Декерт (Германия, MA.JA.DE Filmproduktion) и Йост де Фриз (Голландия, (Lemming Film). Ныне на общем, весьма плачевном состоянии национального кинематографа, неустанная работа Кохана и его команды выглядит и патриотично, и подвижнически. Только в последние годы право на жизнь, благодаря SOTA Cinema Group, получили ленты Романа Балаяна, Киры Муратовой, Кшиштофа Занусси и других известных режиссеров. Фильмы этих мастеров принесли Украине не одну престижную в мире кино награду.
«Счастье мое» — дебют в художественном кино известного кинодокументалиста Сергея Лозницы, снятый им по собственному сценарию. В интервью, опубликованном в «Дне» осенью прошлого года, в самом начале съемок, Сергей сказал:
— Мне очень нравятся сказанные Алексеем Германом-старшим слова: «Я не доктор, я — боль, я должен эту боль воплотить».
Если вы это не зафиксировали, этого не существует. А пространство, в котором мы существуем, достаточно агрессивно, и мы все поражены этим. Не знаю, насколько, но поражены... Мне кажется важным спровоцировать человека хотя бы к раздумью о том, что происходит с его миром, с людьми в нем, с ним самим. Меня это беспокоит, потому что, начиная читать или писать, или думать об этом, понимаешь, — есть вопросы, не имеющие ответа, но задавать-то их нужно.
Сюжет фильма, незатейливый на первый взгляд, приобретает четкую графику горькой притчи о разрушительном для человеческой личности зле.
— Наш фильм не приукрашивает жизнь, — подчеркивает продюсер фильма Олег Кохан. — Люди показаны тут не условно-идиллически, с преувеличенным народным колоритом, как, например, у Кустурицы, не с заданными контурами «добрый — злой», как это принято в Голливуде, а такими, какими они есть в реальной действительности, даже если она пугает.
Фильм Сергея Лозницы поборется за главный приз с 15-ю фильмами-участниками основного конкурса, среди которых «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова, «Негодование» Такеши Китано, «Принцесса Монпелье» Бертрана Тавернье, «Вне закона» Рашида Бушареба, «Снимать» Матье Амальрика, «Еще один год» Майка Ли и другие картины.
— Я благодарен Жилю Жакобу и Тьери Фремо за приглашение в конкурс Каннского фестиваля, — сказал «Дню» режиссер. — Это — большая честь для меня и для нашей замечательной международной команды, отдавшей много сил этой картине. Работа над фильмом была счастьем, приглашение в Канны — подарок судьбы. Я не рассматриваю участие в Каннском фестивале как соревнование. Для меня это, прежде всего, возможность показать картину самой профессиональной и самой искушенной аудитории в мире. Надеюсь, что эта аудитория будет благосклонна к «Счастью моему».
Над фильмом, как уже было сказано выше, работала международная съемочная группа, в состав которой вошли румынский оператор Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели, 2 дня»), петербургский художник Кирилл Шувалов («Шультес»), белорусский звукорежиссер Владимир Головницкий («Блокада», «Как я провел это лето»). В ленте снимались актеры: Владимир Головин, Ольга Шувалова, Алексей Вертков, Борис Каморзин, Тимофей Трибунцев, Мария Варсами, а также жители Черниговской области, где в непосредственной близости от российской границы проходили съемки «Счастья моего». Румынский актер Влад Иванов, известный европейским зрителям по фильму «4 месяца, 3 недели, 2 дня», сыграл роль милиционера из Москвы.
Стилистика «Счастья моего» очень близка к документальному жанру, хотя ни режиссер, ни оператор не «мучают» зрителя детализацией, они пропускают увиденное через себя. Ведь еще в начале съемок Сергей подчеркнул, что впечатление, побудившее его снять этот фильм, связано со стремительной деградацией и вымиранием пространства, говорящего языком «Котлована» Андрея Платонова,
— Мы с оператором, — продолжает режиссер, — хотели создать иллюзию документальной съемки. Использовали ручную камеру и характер освещения, близкий к естественному. Я искал актеров, способных также совершенно естественно существовать в кадре. Мне интересно было работать с непрофессионалами. История, которую можно прочесть на лице, дорогого стоит и всегда уникальна. К сожалению, актерские лица, шлифуясь в профессии, иногда теряют эту индивидуальность,
Сценарий и отснятый материал — очень тонкая, стильная и современная работа, которая не замыкается на географической привязке, где существуют герои картины, а выходит на очень болезненный и доверительный уровень разговора об общечеловеческих ценностях. Остается пожелать удачи фильму и его создателям, которые очень достойно представляют нашу страну. Тем более, что в другой программе фестиваля участвует еще одна работа продюсера Олега Кохана. Это тоже копродукция Украина — Франция, — новая лента легендарного Отара Иоселиани «Шантрапа». Надеемся, что вслед за Каннским экраном, эти картины увидит и украинский зритель.