Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Настоящий ужас

26 июня, 2007 - 19:43

На экраны выходит фильм Эли Рота «Хостел-2». Во всяком случае в прокатные планы он вписан, хотя полной уверенности в этом нет. Если выйдет — широкая публика окажется в странной ситуации: будет смотреть продолжение, не видев начала. Ведь первый «Хостел» не одобрила к показу легендарная комиссия при министерстве культуры.

Самое интересное во втором (а, впрочем, как и в первом) «Хостеле» — это имя продюсера: Квентин Тарантино. Фильмы ужасов, причем в наиболее дешевых, трешевых, то бишь мусорных вариантах, являются его страстью; однако сам он обожаемый им «мусор» не снимает, ограничиваясь громким титром «Тарантино представляет» или эпизодической ролью героя, которого вскоре кроваво убивают. Эли Роту достался только титр.

Сюжет «Хостела»-2 довольно предсказуем. Три подружки-студентки из Америки приезжают развеяться на спа-курорт в Словакии и становятся на стоянку в том самом хостеле, который на самом деле никакой не хостел, а подпольная ловушка для отлова пустоголовой молодежи. Итак, девушки быстро оказываются в пыточной в старом фабричном здании, известном еще из первого фильма. Для разнообразия Рот вводит также двух клиентов, которые как раз и заплатили, чтобы вышеупомянутых девушек замучать в меру сил и фантазии. Запланированное развлечение, однако, пошло в незапланированном направлении, но сценарий — ничто, вот внутренности — это все. Внутренности килограммами, красная краска реками, отрезанные конечности километрами — ради этих количественных достижений и снимали. Должно быть или очень смешно, или очень страшно. Что касается смеха, то здесь «Хостелу» далеко до тех таки мусорных шедевров — их режиссеры имеют пусть специфическое, но чувство юмора, и умышленно наваливают всякую бутафорскую жуть, прекрасно осознавая, что ничего, кроме улыбки, такой перебор не вызовет. Рот также пытается шутить, но лучше бы он этого не делал. Потому что получается такая дурь, что неохота даже пересказывать.

И о страхе рассуждать нет желания. Потому что не страшно — и все. Поверьте на слово. Боюсь другого: что этому барахлу сделают чрезмерную рекламу, как это уже было два года назад. Опять соберется комиссия антикинематографических вампиров и запретит второй «Хостел», как это учинила с первым. И повторится старая история: шум в СМИ, мобилизация кинематографической общественности, въедливые комментарии в интернете, дискуссии, обращения, петиции, резолюции... Я также буду подписываться. Потому что запрет для этого опуса — излишняя роскошь.

Но речь теперь не об этом.

В прошлом году в поезде Киев — Будапешт я разговорился с молодой женщиной с Хмельнитчины. Ольга возвращалась к своей богатой госпоже в Хорватию, где работала нянькой. По ее словам, с нанимательницей у нее сложились просто семейные отношения, та даже брала ее — прислугу — на званые ужины, что уже вне всяких социальных предписаний. Еще попутчица рассказала о своей приятельнице, которой повезло меньше: купилась, наивная, на обещания фирмы, устраивавшей девушек на якобы вполне приличную работу в Чехии (Рот там и снимал свою «Словакию»). В Чехию приятельница Ольги попала, но, конечно, в подпольный бордель. Через несколько лет, когда стала уже непригодной для таких услуг, ее выслали домой — покрытую шрамами, искалеченную как физически, так и морально. Живет ныне с матерью, на пенсию матери. На работу не устраивается, потому что панически боится мужчин. Во все рассказанное верилось с трудом. Однако утром на будапештском перроне Ольгу встречала богато одетая госпожа, они едва не задушили друг друга в объятиях и так, обнимаясь, пошли себе. Значит, не врала.

Это не о плохой Чехии или любой другой стране. Просто есть вот такая история, даже не одна. И ни один Рот или какой-нибудь иной голливудский фильмодел ее не снимет, а Тарантино — не возьмется эту съемку продюсировать. Ибо это и есть настоящий ужас.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ