Конкретная цифра может еще корректироваться, однако очевидно, что он еще по крайней мере 7 лет будет легитимным лидером одной из крупнейших постсоветских стран. Его главный оппонент (из числа допущенных к выборам) лидер коммунистов Серкбальсин Абдильдин набрал 13,5 процентов голосов.
Казахстанские, а вслед за ними и российские масс-медиа, представляют президентские выборы как торжество демократии, подчеркивая широкую поддержку казахстанцами своего лидера. Впрочем, западные наблюдатели, как сообщает АП, обращают внимание, что в некоторых случаях демократическая процедура была нарушена.
Рабочая группа ОБСЕ, наблюдавшая за выборами, обещает несколько позже вынести вердикт — были ли эти нарушения настолько массовыми, что могли существенно повлиять на результаты голосования. Однако все отмечают, мягко говоря, не очень демократичное положение казахстанского закона о выборах, которое не позволяет лицам, привлекавшимся к ответственности за административные правонарушения, быть зарегистрированными кандидатами в президенты. Пользуясь этой нормой, центральная избирательная комиссия не допустила к выборам бывшего премьер-министра Акежана Кажелильдина, которого считали самым серьезным соперником Назарбаева — за полгода до выборов он был признан организатором несанкционированного митинга и оштрафован.
Насколько результаты голосования отражают поддержку Назарбаева широкими слоями избирателей, а насколько являются результатом давления властных структур, точно сказать, по-видимому, не сможет никто. Но понятно, что здесь действовали оба фактора. Экономика Казахстана действительно стабильнее экономик многих стран СНГ. С другой стороны контроль власти за обществом там более силен, чем, например, в Украине или России. Леонид Кучма, которого «испытание», подобное назарбаевскому, ожидает осенью этого года, вряд ли сможет использовать для победы такой козырь, как экономическая стабильность. А вот другую часть опыта своего казахстанского коллеги — силовое влияние на результаты народного волеизъявления — он вполне может взять на вооружение. К сожалению.