Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не бойтесь!»

Звучали смелые слова Папы — как звон колоколов, как голос великих Пророков. И страх отступал — люди становились народом
4 апреля, 2005 - 20:42
В ПЕРИОД ДЕВЯТИДНЕВНОГО ТРАУРА ПОПРОЩАТЬСЯ С ПАПОЙ В ВАТИКАН ПРИДУТ 4 МЛН. ЧЕЛОВЕК. О СВОЕМ НАМЕРЕНИИ ПРИБЫТЬ НА ПОХОРОНЫ ПАПЫ РИМСКОГО ЗАЯВИЛИ 200 ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ РАЗНЫХ СТРАН МИРА

2 апреля после тяжелой и продолжительной болезни умер Римский папа Иоанн Павел II — выдающаяся личность, оказавшая большое реформационное и благодатное влияние не только на Католическую церковь, но и на бытие, политику, философию, мораль современного мира. За долгие годы своего понтификата Иоанн Павел II сделал выдающийся вклад в трансформацию мирового общества, в распад коммунистических режимов, в отношение к жизни. Вся деятельность Папы — великого гуманиста нашего времени — была направлена на улучшение жизни и души человека, независимо от его религии, конфессии, расы или социального положения. Иоанн Павел II укреплял в людях не только веру, но и достоинство, самоуважение; его знаменитое «Не бойтесь!» призывало к противостоянию злу, тьме, политической бесовщине. Он всегда держал руку на пульсе человечества и в случае необходимости немедленно и активно реагировал, помогал, искал выход. Иоанн Павел II был светлой, оптимистичной, улыбающейся, открытой к жизни и очень привлекательной личностью — любил искусство, природу; когда еще позволяло здоровье — занимался спортом, много читал, писал стихи. Но наибольшим его «хобби» был человек — за почти 27 лет своего понтификата он общался с 17-ю миллионами людей разных стран, рас, национальностей и религий!

Не знаю, как для мира, но для украинцев, для таких, какие мы сегодня, наиболее существенны, актуальны и крайне необходимы те великие и величественные слова папы Иоанна Павла II, с которыми он обращался к угнетенному «социализмом» польскому народу: «Не бойтесь!»

Кароль Войтыла родился в Вадовицах около Кракова. Молодой Кароль отличался упорством, смелостью, атлетизмом. Играл в футбол, плавал в опасных реках, занимался горным и водным спортом. Но с детства был очень набожным — как его отец. В книге «Дар и тайна» Иоанн Павел II пишет: «...Его жизнь была суровой, а после того, как он стал вдовцом, она стала жизнью постоянной молитвы. Часто, проснувшись ночью, я заставал своего Отца на коленях... Пример Отца стал для меня первой домашней семинарией».

Кароль закончил гимназию и в 1938 года поступил в Краковский университет на факультет польской филологии. Осенью 1939 года оккупационные власти университет закрыли, профессоров и преподавателей вывезли в концлагерь. Молодой Кароль тогда активно занялся самообразованием, много читал; именно тогда начал писать свои первые литературные произведения, стал членом — автором и актером — подпольной театральной группы. Позже Папа вспоминал: «Должен признать, что тот театральный опыт оставил очень глубокий след в моей памяти, хотя в определенный момент я понял, что театр — это не мое призвание». Артистизм, однако, был присущ Папе до последних его дней.

Осенью 1942 года Кароль Войтыла принял важное решение — тайно поступил в Краковскую духовную семинарию, тогда «катакомбную». А в 1946 году 26-летний Кароль Войтыла стал священником — отцом Карлом. Потом продолжил образование в Римском университете Ангеликум, где защитил докторскую диссертацию по теологии. После двух лет приходской душпастырской службы, учился на философском факультете Краковского университета, где позже стал профессором. Как видим, будущий Иоанн Павел II был весьма образованным человеком в таких областях, как философия, теология, этика, социология, искусство. Он свободно разговаривал на восьми языках, а в праздники обращался к верующим на 57 языках. Является автором сотен пастырских, научных и литературных трудов (в Украине широко известны его книги «Дар и тайна», «Переступить порог надежды» и др.). Все работы Папы касаются дел, которые волнуют каждого, о чем свидетельствуют названия его энциклик: «В труде человек становится больше человеком», «Общественные заботы церкви», «Вера и разум» и так далее. В феврале 2005 года на прилавках книжных магазинов Италии появилась последняя книга Папы — «Память и идентичность».

Церковная карьера Кароля Войтылы продвигалась довольно стремительно — в 38 лет о. Карл стал епископом-помощником Краковской архиепархии, в 47 — кардиналом Краковским. Во времена коммунистического режима Краковский архиепископ проявил себя надежным пастором — он смело отстаивал права Церкви, верующих, развивал духовное образование. В значительной степени благодаря ему польские костелы стали тогда едва ли не единственным местом, где поляки чувствовали себя свободными. Несмотря на ограничения со стороны власти, кардинал Войтыла принимал активное участие в деятельности реформаторского II Ватиканского Собора РКЦ, где ярко проявились научные способности, широкое образование и гуманистическая философия Кароля Войтылы.

Папой — главой крупнейшей христианской церкви мира (это более 1 миллиарда католиков) — Кароль Войтыла стал 16 октября 1978 года. Согласно обычаю, он взял себе новое имя — оно состоит из имен двух его предшественников на Римской кафедре — пап Иоанна ХХIII и Павла VI, которых он очень уважал и реформы которых собирался продолжить. Избрание «Польского папы» было воспринято миром, как сенсация, ведь он «вышел» из-за одиозного Железного занавеса, а к тому же — был первым славянином на кафедре, которую столетиями занимали почти исключительно итальянцы. Таким был 263-й папа в долгой истории католицизма. Римские папы имеют длинный официальный титул, который включает такие названия, как «Епископ Рима и наместник Иисуса Христа», «Преемник Св. Петра, князя апостолов», «Патриарх Запада», «Монарх Ватикана». Иоанну Павлу II, однако, наиболее подходит титул «Раб рабов Божьих».

Став папой, Иоанн Павел II не закрылся в уютных дворцах и садах Ватикана, как это обычно делали его предшественники. Почти сразу после избрания он положил начало новой форме общения с верующими и в течение жизни осуществил более 100 визитов в другие страны мира — католические, православные, мусульманские. И не только тогда, когда отличался хорошим здоровьем. До последнего времени Папа имел неутолимую потребность встречаться с людьми, изучать их нужды, облегчать их жизнь, отстаивать их права, как это было, например, на Кубе. Первую свою поездку (в Мексику) папа совершил в 1979 году, последнюю — в прошлом году. Особенно значимыми были визиты понтифика в социалистическую Польшу. Его поддержка польского общества, «Солидарности» сыграла незаурядную роль в процессах консолидации народа, в ослаблении социалистического лагеря и прекращении холодной войны в мире. Сам Папа скромно считал, что «он, возможно, был в этом деле одним из инструментов Провидения».

Для украинцев наиболее памятным и весомым стал визит Папы в Киев и Львов в 2001 году. Граждане Украины, независимо от веры, восприняли этот визит как одно из наиболее значимых и ярких событий в новейшей истории Украины, а для украинских католиков и греко- католиков это был великий и светлый праздник. Не осуществилась только одна давняя мечта Папы — побывать в России: Московский патриархат категорически отметал даже разговоры о возможности такого визита.

Папа много ездил по миру, но еще больше ездили к нему. Выдающиеся личности нашего времени со всего мира — политики, ученые, художники, писатели, духовенство разных стран, конфессий и национальностей почитали за честь быть принятыми Иоанном Павлом II. Одним из первых проявлений «гласности» стала встреча с Папой Михаила Горбачева в 1989 году.

Возможно, наибольшей исторической заслугой католического папы Иоанна Павла II является то, что он последовательно и энергично проповедовал межконфессиональную и межрелигиозную толерантность, а также сотрудничество разных религий и церквей мира. Главной его целью было установление истинного мира и плодотворного сотрудничества с другими христианами — с православными и протестантами. Но не только — ему «не до знесіння» была также вражда между христианами и иудеями, между христианами и мусульманами. В этом деле Папу не остановило даже покушение на его жизнь 13 мая 1981 года, осуществленное турецким террористом (мусульманином) Али Агджой, а подготовленное, как стало известно позже, КГБ. Выздоровев, Папа продолжал свою миротворческую экуменическую политику. Так, он стал первым понтификом, который посетил лютеранскую церковь и мусульманскую мечеть.

В течение почти двух тысяч лет христианские церкви, в том числе и католическая, исповедовали если не всегда враждебность, то полное неприятие иудейства и евреев; веками в церквях во время богослужений читались старинные тексты проклятий в адрес иудеев. Тем самым из поколения в поколение формировался окрашенный антисемитизмом общественный менталитет. Иоанн Павел II всячески пытался покончить с этой традицией, он посвятил проблеме иудейства многочисленные проповеди и эссе. «Нужно осознать, — сказал Папа, — что сыны Израилевы являются нашими старшими братьями». В 1986 году он посетил — впервые с апостольских времен (когда апостолы молились в иудейском Храме) — римскую синагогу. С тех пор Иоанн Павел II поддерживал дружеские отношения с Главным раввином Рима, который бывал на службах в соборе Св. Петра. В 2000 году Папа молился у Стены плача в Иерусалиме.

В 1986 году в итальянском городе Ассизе Ватикан организовал «Всемирный день молитвы за мир», в котором участвовали мусульмане, иудеи, буддисты и многочисленные христианские конфессии. Стоит также напомнить, что во время визита Иоанна Павла II в Украину состоялась его встреча с представителями Всеукраинского совета церквей, в который входят почти два десятках крупнейших церквей и конфессий страны, в том числе иудеи и мусульмане.

Не менее драматично складывалась история отношений между католицизмом и православием — церквями, которые после Рождения Христа в течение многих столетий составляли одну христианскую церковь, а потом начали ожесточенно враждовать. Римский Папа провел серию визитов — впервые чуть ли не за тысячу лет — в православные страны, общался с православными, что в дальнейшем может привести к более дружеским отношениям между церквями Запада и Востока. Церкви живут по своим часам, которые несколько отстают от современности. Но есть надежда, что те смелые шаги, которые сделал им навстречу Иоанн Павел II, приведут к существенному смягчению конфессионального климата на планете.

Вспомним еще одно смелое начинание Папы, также беспрецедентное не только в истории Католической церкви, но и других христианских церквей. В 1995 году Папа ошеломил мир: он попросил прощения за то зло, которое в былые времена католики причинили представителям других конфессий. В 2000 году — во время Великого поста — понтифик принес покаяние за грехи сынов Католической церкви, произнеся во время службы Божьей «Меа culpa» («Моя вина»). Особый резонанс вызвало извинение перед православными за разрушение и разграбление Константинополя крестоносцами-католиками в ХIII веке.

В книге Луиджи Акатолли «Папа просит прощения...» находим подборку 25 публичных высказываний Папы, которые начинаются словами: «Я прошу прощения». Среди событий, за которые просит прощения римский архиерей, находим Крестовые походы, обвинение великого ученого Галилея, осуждение Лютера и др. Принес извинения Папа также за молчание Церкви во время массового уничтожения евреев Третьим рейхом. Многие католические епископы были не согласны с такой позицией Папы, поскольку не хотят «переводить ошибки отдельных церковных деятелей на безгрешную по своей сути Церковь». Папа, однако, руководствовался своей совестью.

Сегодня тело Римского Папы Иоанна Павла II лежит в соборе Св. Петра, а вокруг собора днем и ночью скорбно стоят тысячи тысяч паломников со всего мира, чтобы попрощаться с Папой. (СМИ утверждают, что в Рим съехались более двух миллионов католиков.) Особенно переживают смерть Кароля Войтылы — Великого Польского Папы — поляки. Они надеются, что Ватикан согласится похоронить Иоанна Павла II на его родине, в Польше, в Кракове, а не в крипте собора Св. Петра. Не только поляки, но и католики других стран уверены в том, что Иоанн Павел II будет канонизирован, то есть причислен к лику святых, в ближайшее время. Между тем в Ватикан уже съехались со всего мира кардиналы, которые через две-три недели изберут нового Римского Папу. Среди этих кардиналов — двое украинских. Это предстоятель УГКЦ архиепископ Любомир Гузар и Глава Католической церкви в Украине архиепископ Марьян Яворский. Кажется, между тем, что со смертью Папы-славянина Ватикан может утратить особенный интерес к делам украинских греко-католиков — малой части Католической церкви. Но, возможно, именно из-за этого безразличия УГКЦ таки получит статус Патриархата.

Продолжение темы на стр. "ДЕНЬ ПЛАНЕТЫ"

Клара ГУДЗИК, «День». Фото Рейтер
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ