Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не хватает Ежи Гедройца и Яцека Куроня!..

31 июля, 1996 - 20:00
ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМ УКРАИНСКИМ ИСТОРИКОМ ЯРОСЛАВОМ ИСАЕВИЧЕМ — НА СТР. ПОДРОБНОСТИ

Нас, украинцев, нельзя обвинить в том, что мы не признаем своей исторической вины. Как и каждый народ, мы имеем в истории до боли неприятные страницы, которые хотелось бы стереть из исторической памяти. Однако просто забыть — невозможно. Единственный выход — покаяние перед соседями и примирение с собой. Так мы сделали в 1991 г., когда Леонид Кравчук — президент Украины, которая только что получила независимость, — от имени всех украинцев в Бабьем Яру попросил прощения у еврейского народа. Так было в 2003 г., когда президенты Леонид Кучма и Александр Квасьневский озвучили несколько резонансных политических заявлений, в которых, руководствуясь вполне понятным стремлением преодолеть драматическое наследие тоталитарного прошлого в истории обоих народов, сформулировали действительно адекватно формулу XXI века: взаимное прощение друг друга и признание взаимной ответственности за «темные» страницы прошлого.

Учитывая это, сегодня странным и совсем непонятным для нас, украинцев, выглядит постановление польского сейма по поводу 66-летия Волынских событий 1943 — 1944 годов. Напомним, речь идет о вооруженных столкновениях между боевыми подразделениями польской Армии Краевой (которые отстаивали принадлежность волынских земель к польскому государству и после завершения мировой войны) и отрядами Организации Украинских Националистов (которые стремились закрепить вхождение Волыни в будущее независимое украинское государство). Следует признать, что в ходе нещадной борьбы обе стороны подвергали жестоким репрессиям гражданское население «вражеской» стороны. Общеизвестным является также факт, что с польской стороны жертв было в несколько раз больше, чем с украинской. И бесспорно, никто не отнимет у поляков право помнить своих погибших. Удивляет другое. Наряду с общим, якобы миролюбивым тоном в адрес украинцев, в постановлении использованы термины «этнические чистки» и «геноцид».

Кто-то, очевидно, заинтересован сейчас в том, чтобы перенести фокус общественного внимания на драму Волыни 1943 года. Удивительным образом эта заинтересованность совпала с беспрецедентным давлением на Украину и украинское понимание истории нашим северным соседом. В стратегическом аспекте, попытки использовать временную слабость Украины на внешне- и внутриполитической арене, предварительно проигрышные. Потому что слабость эта — не вечная. А соседи мы — навсегда.

25 мая 2002 года в газете «День» накануне памятной встречи президентов Кучмы и Квасьневского, когда волынские события были на слуху и у польского, и у украинского народов, когда так тяжело было искать компромисс и пути к примирению, была опубликована статья «Земля не вобрала в себя всю кровь» Яцека Куроня — известного польского общественного и политического деятеля (позже этот материал вошел в сборник из Библиотеки газеты «День» «Війни і мир або Українці — поляки: брати/вороги, сусіди»). В этом письме-обращении к украинцам Яцек Куронь писал: «...я обращаюсь к вам — уверен, что не только от своего имени — и говорю: простите нас. К сожалению, ни мы, ни вы еще до этого не дозрели хотя, без сомнения, дозреваем ежедневно и ежегодно». Позже в предисловии к польскоязычному изданию этой книги Адам Михник (уже после смерти Яцека Куроня) сказал, что именно он — Яцек Куронь — был тем, «кто объяснял полякам украинскую позицию, украинскую боль, украинские страдания». Неужели наши соседи готовы так быстро забыть уроки своих Великих?

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ