«Украина еще раз подтвердила неизменность конечной цели своей евроатлантической интеграции. Мы хотим видеть Украину интегрированной и в Евросоюз, и в Североатлантический блок». Об этом заявил вчера Президент Виктор Ющенко после заседания Комиссии Украина—НАТО, прошедшего на высочайшем уровне.
Этого визита в Брюсселе ждали давно. В неформальных беседах функционеры НАТО признавались: мы не можем ничего говорить о будущем отношений с вами, пока украинское руководство само не определится... Заседание КУН традиционно проходило за закрытыми дверями. О сути переговоров известно довольно немного. Главное их достижение — Украина и Североатлантический альянс готовы к углублению отношений. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер буквально сказал следующее: «НАТО придерживается политики открытых дверей. Демократические страны Европы, которые выполняют критерии ради членства, могут войти в них. Страны просто должны достигать обязательств». Таким образом Киеву дали вполне четко понять — работайте, а по итогам работы будем говорить о новом качестве отношений. Произошел ли прорыв в отношениях Украины и НАТО? Пока что нет. Подобные заявления представители НАТО делали и раньше. Надежды на повышение формата сотрудничества с Альянсом пока что не подтверждаются. Генсек НАТО сказал, что для начала Киев и Брюссель могут сотрудничать на существующей базе, то есть по одобренному еще три года назад Плану действий. Фактически это означает замораживание отношений на нынешнем этапе. По своей сути они могут улучшаться, однако институционно никакие изменения не предусмотрены.
Оправдал ли ожидания Президент? Как для самого Ющенко — во многом его выступление можно считать революционным. Можно вспомнить, что в инаугурационной речи он ни одним словом не обмолвился об интеграции в НАТО. В правительстве можна было наблюдать разнобой позиций министров относительно будущего отношений с Альянсом: вначале министр обороны говорит о несвоевременности вопроса о вступлении в НАТО, потом министр иностранных дел заявляет о необходимости интеграции как в НАТО, так и ЕВ, премьер вообще говорила о совместном вступлении в Альянс Украины и России... Сигналы, которые подала Украина НАТО, до сих пор приходится читать между строк. Виктор Ющенко так и не смог — во всяком случае публично — заявить: Украина выступает за членство в НАТО. По оценке политика и дипломата Антона Бутейко, украинская власть пока что не отказалась от эвфемизмов в своей риторике. Эти эвфемизмы, в свою очередь, можно интерпретировать по- разному. Хотя не возникает никаких сомнений, что именно хотел сказать Виктор Ющенко, заявляя: «Мы согласились с необходимостью выведения отношений Украина—НАТО на качественно новый уровень. Украина четко выразила свою позицию о готовности присоединиться к Плану действий относительно членства». Этот документ поддерживают те государства, которые, понятно, стремятся в будущем стать членами Альянса. Непонятно, впрочем, почему Президент, определяя временные рамки присоединения к ПДЧ, заявлял о «нескольких годах». В формате ПДЧ уже давно работают балканские страны, уровень готовности которых к членству в НАТО вызывает не меньше вопросов, чем Украины (например, Македония). Среди членов НАТО — Болгария и Румыния, где так же не завершено реформирование вооруженных сил (не говоря уж о ряде проблем во многих других сферах). Вопрос готовности Украины о присоединении к ПДЧ просто уже не должен стоять... Именно на этом должен был бы делать акцент Президент Виктор Ющенко. Собственно, исполнение этого документа и станет индикатором готовности Украины к членству. Оттягивать присоединение к ПДЧ, значит, оттягивать и членство в Альянсе. В среднем его реализация занимает до пяти лет. Это немалый срок для достижения необходимых критериев. Тем более, что новое руководство намеревается достичь необходимых критериев для начала переговоров о членстве в ЕС уже через три года... (А стоит отметить, что критерии на вступление в ЕС значительно более строгие, чем в НАТО, потому что они требуют более жестких реформ в экономической сфере).
Очень похоже на то, что вопросы повышения формата сотрудничества переносят «на потом» из-за возможной негативной реакции России. Представители соседнего государства на различных уровнях уже заявляли о своем невосприятии членства Украины в НАТО. Однако пытался ли на сегодня кто-то убедить Москву в выгодности интеграции Киева с Альянсом? Показательным является заявление бывшего премьер-министра Евгения Марчука, специалиста по евроатлантической проблематике в интервью украинской редакции BBC: «Не нужно быть таким уж дальновидным, чтобы не заметить активного сотрудничества России с НАТО в сравнении с тем, что на сегодня имеем мы и будем иметь в ближайшем будущем... Россия против расширения НАТО... Безусловно, это нужно учитывать. Но в какой форме Россия будет этому противодействовать — это уже вопрос к высшей украинской власти и лично к Виктору Ющенко».
Продолжение темы на стр. "День планеты"