Завтра Украина на государственном уровне будет отмечать праздник, который по своему содержанию должен (или скорее всего должен был?) стать священным символом единения нашей политической нации — от Донецка до Ужгорода, от Чернигова до Симферополя. Речь идет о Дне соборности, который всегда будет напоминать современникам и потомкам о 22 января 1919 года — именно тогда на Софийской площади в Киеве был провозглашен исторический, торжественный акт государственного воссоединения Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики, соединения галицких украинцев и украинцев надднепрянских. Инициаторы этого акта Симон Петлюра, Владимир Винниченко, Евгений Петрушевич (президент ЗУНР) твердо верили, что отныне и навеки разделенные в прошлом ветви украинского народа будут политически и духовно едины!
Страшным и трагическим оказался путь нации к осуществлению этой высокой цели! И не только потому, что уже через две недели, 5 февраля 1919 года, в Киев вошли большевистские войска, которые понимали единство Украины исключительно как националистический лозунг и сделали все, чтобы утопить национальный дух в крови. Дело в том, что заветная цель — Соборность Украины — и сейчас еще остается во многом не достигнута (нужно честно и откровенно признать это, потому что иллюзии, какими бы «розовыми» они ни были — это путь в тупик!). Почему это так?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует выяснить, почему, собственно, потерпела поражение Украинская национальная революция 1918—1922 годов. Взгляды историков разные, однако большинство из них сходятся во мнении, что фатальную роль здесь сыграла разрозненность украинского освободительного движения, маниакальное стремление бороться не столько с реальными врагами (прежде всего внешними), как между собой за желанную «булаву» — символ власти, неумение мудро и гармонично решать национальные и социальные проблемы — а это та Сцилла и Харибда, через которые проходит каждая революция. К тому же дали о себе знать трагические противоречия между лидерами ЗУНР (в большинстве либералами и консерваторами) и социалистами по руководству Украинской Народной Республики...
Скажите, уважаемый читатель, вам ничего это не напоминает из событий сегодняшнего дня? Ответ, кажется, очевиден. Следовательно, День соборности для нас — это не символ прошлого, а трагический сигнал из будущего — что именно может разрушить украинское государство. Более того, исключительно актуальна потребность отыскать те основы, на которых могли бы объединиться украинцы Запада и Востока сейчас (потому что за год существования оранжевой власти взаимопонимания здесь, мягко говоря, не сильно прибавилось — это также нужно признать...). Позволим себе хотя бы в двух словах назвать эти основы. Это равенство перед законом абсолютно всех граждан, где бы они ни жили — в Донецке и Львове — и какие бы должности ни занимали (Кант вообще говорил, что не нужно произносить длинные речи о моральной политике, а следует просто строго выполнять закон); это отказ от громких обещаний и красивых, но пустых слов (лучше реально без лишних слов что-то делать); это чувство ответственности — от первого лица до скромного сотрудника жэка и, более того, решительный отказ от практики принятия определяющих для страны решений узким кругом приближенных к «самому» лиц. Это, наконец, четкое понимание со стороны всех ветвей власти: она, власть, дается народом не пожизненно, а во временную аренду, и народ неизбежно объявит справедливый вердикт (это и есть демократия!), а с другой стороны, и четкое понимание каждого «рядового гражданина»: от меня зависит не так уж и мало (как минимум) в нашей (не «в этой»!) стране, здесь жить мне, моим детям и внукам.
Вот и есть, кажется, те основы, которые действительно могли бы сплотить украинскую политическую нацию. Читатели, наверное, назовут немало других. Что же, это — начало очень актуального и нужного диалога.