Когда ХI конгресс Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП) только планировался, в журнале «Форум психиатрии и психотерапии», издаваемом во Львове Украинским союзом психотерапевтов, был напечатан анонс: ожидается приезд 300 ведущих специалистов со всей Европы. Но то ли тема конгресса «Психотерапия — идентичность и противоречия» показалась особенно интересной, то ли Львов привлек своей магической красотой (а скорее всего, что оба фактора), в дополнение — недюжинные способности организаторов, и как результат — вдвое большее количество участников, приблизительно 600.
Эту цифру можно было бы назвать своеобразным триумфом львовян, которые шли к этому форуму 10 долгих лет, если бы не было еще одного события — создания в рамках ЕАП Европейской конфедерации психотерапевтических и психоаналитических направлений. Что это даст, покажет время. Но в глазах мировой психотерапевтической общественности, этот шаг выглядит смелой инициацией, попыткой молодым и ищущим возыметь свое мнение в противовес, несомненно авторитетной, но очень уж консервативной структуре — Международной психотерапевтической ассоциации (IPA).
Если же коснуться личных впечатлений от происходящего «простых» украинских психотерапевтов, которым, чтобы получить европейский сертификат, нужно учиться лет десять, то многие говорили, что вряд ли когда-нибудь еще они смогут воочию увидеть такое количество мировых светил, четыре дня слушать их лекции, черпать у них опыт и иметь возможность запросто с ними общаться на секционных занятиях. И даже выпить шампанское на так называемом терапевтическом балу, устроенном для участников конгресса во львовском Доме ученых.
Почему именно в столице Галичины проходило такое именитое собрание? Этот вопрос мог возникнуть лишь у непрофессионала, потому что психотерапевты хорошо знают, что город заслужил это право своей подвижнической деятельностью, созданием своей школы и даже таким показателем как количество психотерапевтов на каждые 100 тысяч жителей. Европейская норма — 50 специалистов. Львов, безусловно, этого требования тоже не выдерживает, но стоит много ближе других украинских городов, включая Киев. Хотя другой показатель, качество, от европейского не отстает. Это не раз подчеркивали психотерапевты, психологи, философы с мировым именем, приехавшие на конгресс. Показателем может служить и то, что вице-президентом Европейской ассоциации психотерапии избран заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии Львовского государственного медуниверситета, президент Украинского союза психотерапевтов Александр Фильц. По установленным законам в следующем году он станет президентом. Ныне же европейскую ассоциацию возглавил представитель французской школы психотерапии Пауль Боэсен.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Стремительно меняющийся мир, страдающий в нем человек, и роль психотерапевта, облегчающего эти страдания. Значение терапевтической деятельности в объединяющейся Европе и достижения научной мысли, объясняющие поведение человека, поставленного в сложные условия перемен, — так вкратце можно было бы охарактеризовать круг тем, рассматриваемых на форуме.
Его материалы, без сомнения, могли стать интереснейшей брошюрой не только для специалистов, но и для широкого круга лиц, размышляющих о том: кто я? в чем я похож на большинство людей и чем отличаюсь? каковы мои обязанности перед самим собой? и каковы обязанности перед другими?
Признаюсь, в первый день работы конгресса, под впечатлением услышанного, я разговорилась и спросила сначала случайных попутчиков в маршрутке, а потом и нескольких знакомых, причем весьма образованных людей: нужен ли вам или кому-нибудь из ваших друзей психотерапевт? И услышала практически один и тот же ответ, равнозначный знакомому всем покручиванию пальцем у виска. Что ж, можно согласиться с мнением о недостатке нынешних систем образования и явной нехватки просветительской деятельности, касающейся отношения к психологии вообще. Начиная с абсурдного представления о школьном психологе, дескать он должен все свое время посвящать больным (невротикам или умственно отсталым). В действительности же забота о них возложена на плечи психиатров. «Здоровые» же взрослые, кстати, тоже очень часто нуждаются во внимании психотерапевта. По крайней мере, в критические, сложные периоды жизни, которые, впрочем, стали нашим перманентным, если не постоянным состоянием. Потому то и тема конгресса прозвучала именно так: психотерапия — идентичность и противоречия.
Научное толкование идентификации таково: сопоставление ментальных представлений и физической реальности — или чего- то, что есть в уме, с чем-то во внешнем мире. Человеку свойственно постоянное стремление к идентичности, к осознанию самого себя, к пониманию уникальности своей индивидуальности. Причем сегодня к этому стремятся целые нации, страны.
Австрийский психотерапевт, генеральный секретарь Европейской ассоциации психотерапевтов Альфред Приц говорил об этом так:
— Мы находимся в новом течении политической, социальной и культурной жизни, в связи с которым актуальным становится такое понятие как европейская идентичность. На протяжении последних 10 лет шла активная работа по созданию Европейского сообщества, и нужно сказать, что мы становимся с каждым годом, с каждым днем все ближе друг другу. Я хорошо помню, как приезжал в Украину в начале 90-х, и тогда мы говорили отдельно о Западной Европе и Европе Восточной. Сегодня же, к примеру, Россию и Украину я воспринимаю уже как части большого сообщества, которым является Европа. Но процесс такого восприятия проходит не для каждого просто, возникает множество проблем, посттравматических ситуаций. Ведь мы вместе пережили очень травматичное ХХ столетие, и вместе с тем, каждая страна имеет разный исторический опыт, не одинаковый экономический потенциал, обладает разными социальными достижениями, знаниями, культурой. А изменения, вызванные глобализацией, происходят настолько быстро, что многим за ними не успеть. Поэтому так важен нынешний конгресс и так важно для психотерапевтов иметь общее научное обоснование своей деятельности, знать мнение друг друга и, что очень важно, стремление к развитию высокого уровня психотерапии во всех европейских странах. Ведь мы становимся близки друг другу не только в смысле цивилизованности, но и в смысле проблем.
Что касается Украины, то уже сегодня мы можем говорить о высоком уровне ее специалистов, о развитии психотерапевтического движения, центром которого стал Львов. И тут я хочу назвать имя Александра Фильца, человека, который сделал так много, чтоб этот конгресс состоялся. Именно он инициировал открытие Трускавецкого проекта, когда первые специалисты начали под нашим руководством овладевать терапевтическими знаниями, подниматься до европейского уровня. Сегодня Украина — четвертая страна в мире по количеству полученных европейских сертификатов (120) . Лидер — Австрия, потом идут Германия, Франция, Украина. На пятом месте — Россия.
…А в идеале Украине нужно 25 тысяч хорошо подготовленных специалистов. К тому же, к сожалению, пока что услуги психотерапевта в Украине доступны далеко не всем. У нас нет страховой медицины, и это дорогое «удовольствие» — обращаться к собственному психотерапевту, — возможно только для определенных слоев населения. Интересно, что в одних странах Западной Европы страховка позволяет обращаться к психотерапевту бесплатно, в других уже есть законы, которые подобную практику сделают вскоре реальной. Поэтому украинским психотерапевтам придется отчаянно и (как считают многие) долго добиваться своего права помогать людям. Ведь когда у кого-то инфаркт, — он хотя бы имеет право лечиться бесплатно, а в случае с тяжелой депрессией — затяжной, угрожающей жизни — часто разводят руками. В психоневрологический диспансер не пойдешь, ведь все знают, что там лечат тяжелых больных. А тут ты с такими «мелочами» — со своей хандрой, разводом, ссорой с начальством… Но сколько б можно было предотвратить самоубийств, скольких удалось бы уберечь от алкоголизма, наркомании, тяжелых психических расстройств! Однако есть еще один аспект, о котором время от времени специалисты говорят, а нужно было бы кричать во весь голос: психотерапевт в состоянии предупредить многие психосоматические заболевания (недуги, которым предшествуют психические расстройства, например, астму, язву желудка, диабет, сердечно-сосудистые заболевания).
Конечно, это не является решением проблемы в глобальном масштабе, но все-таки поможет хотя бы львовянам. Вот-вот состоится открытие в городе современного психотерапевтического стационара. Это будет европейского типа учреждение, которое уже частично работает, а после окончания ремонта примет не только нуждающихся в психотерапевтической помощи — людей со всевозможными проблемами, но и специалистов, которые хотят повысить свой уровень. Причем и обучающие, и стремящиеся к новым знаниям будут представителями различных европейских стран.
ПОМОГИТЕ ПОЙМАТЬ ПТИЦУ СЧАСТЬЯ!
Честно говоря, мне всегда казалось, что убежать от проблемы удастся, лишь отодвинув её в сторону: если не можешь ее разрешить, то чего же рассусоливать? Настройся на позитив, и все дела! Но оказалось, что действовать нужно иначе. Профессор Ульмского университета (Германия), известный философ, психотерапевт Горст Кехеле объяснял на собственном, национальном опыте. В послевоенной Германии 25 лет молчали о нацизме. Только в 70-е немцы начали открыто говорить о прошлом, и нужно сказать, что это пошло на пользу обществу. Сейчас нет и недели, что б где-то не опубликовали статьи, не сделали о нацизме радио- или телепередачи. Постепенно фигура Гитлера стала тривиальной, и людям стало легче дышать.
Я уверен: здоровая нация может открыто говорить про свои проблемы. Вопрос лишь в том, имеет ли она достаточно мудрости, что б говорить об этом без оскорблений, — подчеркнул герр Кехеле, — Это очень сложно — научиться выливать свои эмоциональные переживания в откровенные высказывания, беседы, обмен мнениями. Многим в этом может помочь именно психотерапевт.
Вот и выходит, что психическое здоровье нации напрямую связано с политикой государства — дает оно право на здоровую рефлексию или нет? История подтверждает — психиатрия и психотерапия достигают своего действительного расцвета лишь в странах с развитой демократией. И наоборот — любая диктатура запрещает психотерапию, ей не на руку способствовать освобождению людей от любых зависимостей, делать лишенными страха, пытающимися поймать в вольном небе свою птицу счастья.
Что не говорите, а к психотерапевту приходят именно за этим — за рецептом счастья. И нужно сказать, что в долгом перечне наукообразных речей нет-нет да и выплывали простые советы — следуй им и изменится к лучшему твоя жизнь. Например, доктор Мишель Меньян, экс-президент ЕАП, с азартом убеждал присутствующих, что очень просто избавиться от навязчивых тяжелых мыслей. Нужно только вращать глазными яблоками справа налево и при этом думать о своих нерешенных проблемах. Он уверен, что полное излечение от такого недуга, как посттравматический синдром возможно всего лишь за 10 сеансов по 40 минут! Как именно это происходит, неизвестно никому, но на «хлопский» ум приходит в голову сравнение с компьютером — как легко движением «мышки» стереть ненужную информацию с экрана. Может быть, так же и глазное яблоко поможет стереть в нашем мозгу все негативные воспоминания и болезненные ассоциации. Кстати, метод EMDR еще раз подтверждает, что все гениальное просто. Его открыла девушка, следящая, как над морской волной парили в небе чайки…
Немалый ажиотаж вызвал на конференции и доклад Кристофера Стоунза из Южной Америки «К вопросу о «смещении вверх»: волосы сегодня есть, а завтра нет. Волосы как символ сексуальности». Хотя нужно признаться, он не сказал ничего нового, в частности, женщинам. Они давно уже знают, что нет лучшего лекарства от печали, чем парикмахер. Он перекрасит, обстрижет волосы, и ты уже вся сияешь, как новая монета, и есть силы начать жизнь с чистого листа.
А вот доктор Альфред Приц, которого я все мучила просьбами об анализе психологического здоровья нашего общества, проделал со мной интереснейшую вещь. Он все время что-то говорил, как мне казалось, не то: что десять лет назад, когда впервые украинские «коллеги» собрались на занятия, они мало смыслили в том, что такое современная психотерапия; что на Львовском вокзале он видел тогда людей, сидящих на полу, что женщины одевались не так модно… Просил, чтобы я вспомнила, о чем писала 10 лет назад, и назвала что-нибудь из сегодняшних социальных или экономических достижений. Я что- то отвечала, все больше теряясь в догадках, к чему он ведет? Но постепенно оживилась и стала что-то перечислять. (Кто у кого брал интервью?) Расстались мы в добром расположении духа, довольные беседой и готовые чаще вспоминать хорошее.
А позже, дома, вечером в памяти возникла картина веселых гуцулок, которые стояли на месте президиума и пели, кто еще звонким, а кто треснувшим от времени голосом. От них веяло смереками, парным молоком и уверенностью в завтрашнем дне.
Сидевший рядом со мной молодой психотерапевт мечтательно произнес: «Вот рецепт подлинного здоровья — жить на земле, трудно жить, но не суетиться, не врать, ни перед кем не заискивать. Руководствоваться простыми, вечными истинами. Разве в этом не величайший смысл?..»