Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Неэлитарный» Штогаренко

Сегодня украинскому композитору и педагогу исполнилось бы 100 лет
15 октября, 2002 - 00:00

Проезжая мимо киностудии, думала: шумела она в прежние времена. Правда, выходили из ее ворот не только шедевры, но и достойного было сделано немало: один Параджанов чего стоит. Теперь же зарастают травой дорожки старого сада, а в зданиях копошатся служащие арендующих помещения контор... Размышляла я об этом и вспоминала о 100-летнем юбилее сотрудничавшего с кинорежиссером Александром Довженко украинского композитора Андрея Штогаренко. Был он большим функционером от музыки: ректором Киевской консерватории, секретарем Союза композиторов СССР, председателем правления Союза композиторов Украины, обласканным всеми существовавшими наградами: двумя Государственными премиями СССР, Государственной премией Украины им. Т.Г.Шевченко, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, болгарским орденом Кирилла и Мефодия, званием Народного артиста СССР. Он — высококачественный результат своей эпохи: сын рабочего, получивший образование «из рук советской власти», человек, твердо и искренне веривший в коммунистические идеалы. Что он оставил?

Писал он в основном вокальную и симфоническую музыку, уделив особое внимание теме Великой Отечественной войны. Это симфония-кантата «Украина моя», концерт-сюита «Партизанские картины» для фортепиано с оркестром, 3-я и 4-я симфонии (а всего — шесть), хоры, вокальные циклы, песни. Теме дружбы народов посвящены его хоровая сюита и струнный квартет «Армянские эскизы». Каким он был человеком?

Вдова А Я. Штогаренко, внучка композитора Н. В. Лысенко, пианистка и педагог Ариадна Остаповна Лысенко посетовала:

— Демократичная музыка Андрея Яковлевича «неэлитарна» и, к сож алению, редко исполняется. А после смерти имя его не было присвоено ни улице, ни площади, так как не было создано соответствующей комиссии. Нынешний юбилей начнется 15 октября в день рождения супруга в Национальной академии музыки Украины им. П. И. Чайковского, где он преподавал более тридцати лет. Здесь состоятся научная конференция и камерный концерт. Затем последуют вечер-концерт в филармони и, где я буду играть «Партизанские картины», вечер воспоминаний учеников Андрея Яковлевича, концерт оркестра «Киевская камерата», памятные акции пройдут на родине композитора в Днепропетровске и Запорожье.

Его ученик, композитор Юрий Ищенко рассказал:

— В 1955 году я был зачислен в первый набор класса Андрея Яковлевича по специальности « композиция». На первом уроке он, умный и гибкий человек, сказал нам, своим студентам, мне и Валерию Подвале, что мы будем учиться втроем: он — преподавать сочинение музыки, а мы — её сочинению. Так началась наша учеба. Он был настоящим художником особого таланта слышать народное в музыке, украинское у него получалось безо всякого напряжения. Как мифического Антея питала земля, так его творчество — фольклор. Он почти не цитировал народных песен, украинская мелодика была естественным способом его музыкального мышления.

Андей Яковлевич учил нас, что техника придет, нужно только работать, однако стиль, индивидуальность сформируются только у личности. И очень бережно относился к ученикам, избегая всякого творческого насилия. За годы преподавания он подготовил более двадцати композиторов. Никогда не раздражался, даже когда мы того заслуживали, обладал чувством юмора, разрешал нам заниматься в своем ректорском кабинете, одалживал студентам деньги. Он отстоял меня перед угрозой исключения из комсомола, а значит, из консерватории, за «аморальный» поступок: я не смог участвовать в воскреснике, так как встречал маму с поезда. Некоторое время я с молодой женой даже жили в квартире дочери профессора во время ее отъезда, когда своей у нас не было. Он и в творчестве много внимания уделил молодежи, написав «Молодежные» трио, сюиту, поэму, «Пионерскую сюиту».

Да, Андрей Штогаренко был композитором эпохи «социалистического реализма» и одним из главных её идеологов в музыке. Если ему удалось создать подлинные художественные ценности, то никакие «идеологические наряды» их не скроют. Разобраться в этом поможет время. Оно избавит и от искусственных пьедесталов, если таковые имелись, и от осуждения оных.

Ольга КИЗЛОВА, фото из архива Ю.Я.Ищенко
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ