Вчера премьер-министр отозвала министров из отпусков, чтобы обсудить ситуацию в экономике и, в частности, на рынках энергоносителей. «Ситуация на рынках нефти и нефтепродуктов в Украине очень напряженная», — признал накануне первый вице-премьер Анатолий Кинах, после совещания по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). По его оценке, в первую очередь это обусловлено дальнейшим подорожанием нефти на мировых рынках («уже длительное время удерживается беспрецедентно высокая цена на сырую нефть, приближающаяся к $60 за баррель»), а также очередным повышением Россией вывозной пошлины (до $140 за баррель) и будет влиять на динамику розничных цен нефтепродуктов в Украине. В этих условиях вице-премьер считает задачей правительства насытить рынок нефтепродуктами и обеспечить высокий уровень их предложения, «как за счет переработки нефти на территории Украины, так и созданием благоприятных условий для импорта нефтепродуктов из-за рубежа». Но, скорее всего, эта задача будет решаться в основном именно за счет импорта, поскольку сразу три украинских завода закрываются на ремонт. В этом случае благоприятную для экономики цену нефтепродуктов спрогнозировать становится очень трудно.
Однако Кинах называет ситуацию управляемой, надеется, что намерения, о которых он поведал, будут реализованы, и не прогнозирует дефицита нефтепродуктов, если «у всех будет выдержка», а регулирование рынка будет проводиться «жестко, согласно требованиям соответствующего указа Президента и рыночными методами, соблюдая баланс предложения и спроса». Чтобы не допустить искусственного дефицита, Кинах настаивает на контроле государства за действиями монополистов и уверен, что правительство, выполнив эти требования, сумеет обеспечить стабильность. Повышение цен в августе, говорит вице-премьер, не превысит 10% против июля. (Правда, с учетом того, что в июле было подорожание на 15%, то это всего для двух месяцев не так уж и мало — 26,5% и не очень напоминает стабильность, больше свидетельствуя об угрозе энергетической безопасности). Кроме того, существует угроза и потребительскому рынку. Кинах признал вероятным, что подорожание бензина может вызвать повышение цен на продовольствие и дальнейший рост темпов инфляции, и, конечно, заверил, что у правительства главная задача — это борьба с инфляцией на основе учета объективных рыночных законов.
Ясно, что одним контролем и регулированием в этих условиях не обойтись (Кинах уверяет, что государство больше никогда не повторит «горький опыт» «силового ручного управления экономикой», как во время апрельского бензинового кризиса) — нужны альтернативные российским ресурсы нефти, — и правительство, по- видимому, в очередной раз решило реанимировать идею ЕАНТК и основного его звена — проекта «Одесса—Броды», который сейчас работает в аверсном режиме, то есть в основном на интересы российских нефтяных компаний. Кинах уверяет, что правительство сделает все возможное, чтобы и нефтепровод и терминал в порту Пивденный начали работать в прямом, то есть проектном направлении и обеспечивали доставку легкой каспийской нефти как в Украину, так и в Европу. Украина, по словам Кинаха, в ближайшее время разработает среднесрочную стратегию реализации проекта ЕАНТК. Она предполагает прямое использование нефтепровода Одесса—Броды, а также должна определять конкретные сроки поиска партнеров, обладающих ресурсами нефти для обеспечения работы нефтепровода в прямом режиме и инвесторов для строительства участка Броды—Плоцк. В стратегии должна быть определена тарифная политика Украины и учтена налоговая политика страны в части транспортировки нефти, сказал первый вице-премьер. По мнению вице-премьера, Украина в этом вопросе «переборщила», что отпугивает потенциальных инвесторов и собственников нефти.
Отвечая на вопрос «Дня», Кинах сообщил, что правительство во вторник утвердило комплексный план. Он включает и политическую слагаемую («наши переговоры с государствами, по территории которых будет транспортироваться нефть, и с государствами, где добывается нефть, — Азербайджан и Казахстан, а также мы будем работать с Турцией». Последнее свидетельствует о том, что Украина рассчитывает привлечь также иракскую нефть, но в этом случае следовало бы упомянуть еще и США, без которых этот вопрос с мертвой точки не сдвинешь).
Удивило, что украинское правительство пока что не нашло лучшего инвестора для продолжения нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши для его выхода к Балтийскому морю, чем российская ТНК-ВР. Что бы там сегодня ни говорилось о том, что эта компания искренне заинтересована в строительстве участка нефтепровода от Брод до Плоцка, в это верится очень слабо. На самом деле все выглядит так, будто козла собираются запустить в огород...
И с его помощью продемонстрировать очередной фокус, в результате которого все, кроме налогоплательщиков, за чьи деньги строился украинский нефтепровод, останутся сыты... Ведь именно ТНК-ВР больше всех заинтересована в реверсе, и, придя на эту стройку, может превратить ее в бесконечный долгострой, чтобы и дальше «закупоривать» украинскую трубу и не пускать в нее каспийскую нефть.
Не менее удивило, что переговоры опять ведутся с правительствами как с потенциальными участниками проекта, тогда как вся история этого многострадального объекта свидетельствует о том, что договариваться нужно в первую очередь с бизнесом: и в Польше, где идее нефтепровода очень сочувствуют и считают его выгодным для своей страны, и с компаниями — собственниками нефти, работающими в каспийском регионе. Нельзя упустить и такую маркетинговую задачу, как поиск и завоевание рынков сбыта нефти в Европе. Помнится, и заместитель председателя парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма, и недавно назначенный главой НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко вскоре после победы оранжевой революции уверенно говорили о том, что ключевым вопросом возврата нефтепровода к аверсу будет международный консорциум, причем привлекаться к участию в нем будут не только страны-транзитеры и нефтедобытчики, но и те, кто может войти в него своей долей потребительского рынка. Сегодня, когда «комплексный план» украинского правительства еще не обнародован, нельзя ничего сказать о том, намерено ли оно использовать для активизации проекта «Одесса— Броды» такой эффективный механизм, как международный консорциум. Но и тут есть серьезная опасность, поскольку такие друзья Украины, как ТНК-ВР, не преминут задействовать этот механизм в своих целях.
Однако еще большая опасность состоит в том, что украинское правительство до сих пор само еще окончательно не определилось с тем, каким образом поставить нефтепровод на службу Украины. В окружении премьер-министра Юлии Тимошенко родилась смелая идея: взамен утерянных в ходе приватизации нефтеперерабатывающих заводов построить новые. И особенно не заниматься поиском рынков, а вырабатывать из каспийской нефти бензин, дизтопливо и другие нефтепродукты для отечественного рынка. Суждено ли осуществиться этому проекту? Сегодня на этот вопрос ответить довольно трудно. Ясно одно: вокруг него развернется не менее ожесточенная борьба, чем вокруг проекта «Одесса— Броды». Понятно, что против будут российские компании, монополизму которых может прийти конец. Но нельзя не прислушаться и к аргументам скептиков по отечественную сторону баррикад. В частности, Кинах, отвечая «Дню», отметил, что этот вопрос нужно глубоко и с разных сторон изучить, поскольку мощности имеющихся в Украине предприятий используются лишь на 50%. Не лучше ли создать условия для того, чтобы заинтересовать собственников действующих НПЗ вкладывать деньги в реконструкцию и модернизацию предприятий с тем, чтобы повышать качество продукции, обеспечить более глубокую переработку нефти и, соответственно, больший выход светлых нефтепродуктов? Кинах говорит о двух названных вариантах, которые сейчас прорабатываются правительством, и уверен в том, что правильное решение в ходе развернувшейся дискуссии будет найдено с учетом многих факторов, в том числе и таких, как количество новых рабочих мест, загрузка предприятий сырьем и, главное, насыщение рынка. Всю ли подноготную идеи о новых НПЗ рассказывает вице-премьер? Некоторые эксперты «Дня», комментируя «заводские» предложения Тимошенко, выдвигают неправдоподобную версию о том, что на самом деле этими предприятиями могут завладеть промышленно-финансовые группы, приближенные к премьеру. Что здесь плохого? Ведь в любом случае конкуренция на рынке только усилится. Но что-то на уровне интуиции настораживает. Похоже, оранжевая революция, во время которой очень много говорилось о честности, чистых руках и отделении бизнеса от власти, сделала свою отметку в нашем менталитете. И другой вопрос. Может быть, правительству не следует вновь и вновь заниматься наращиванием мощностей, связанных с невозобновляемыми энергоносителями, а направить наконец свой взор на альтернативные источники энергии?