Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нелегал на миллион гривен

Вчера корреспонденты «Дня» провожали незаконных мигрантов. Те обещали вернуться...
25 июля, 2005 - 19:52
МОСКВА, ХАРЬКОВ, КИЕВ, СЛОВАКИЯ, ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ ЕВРОПА. ТАКИМ ВИДЕЛОСЬ ТРАДИЦИОННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИЗ ТЕХ 400 КИТАЙСКИХ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ НЕЛЕГАЛЬНО ПЫТАЛИСЬ ПЕРЕСЕЧЬ УКРАИНСКУЮ ГРАНИЦУ. НО ВЧЕРА 57 ИЗ НИХ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Странно, но, казалось, что китайских граждан-нелегалов предстоящее принудительное возвращение на родину вроде как совсем не беспокоило. Их — 57 человек, выстроившихся по команде, как на какой-нибудь «Пионерской зорьке», четким квадратом. Сотрудница пограничной службы зачитывает имена из паспортов. Тех, кого назвали — покидают строй и небольшими группками проходят через рамку металлоискателя главных воздушных «ворот» столицы — аэропорта «Борисполь». При этом в рядах депортируемых стоит веселый (?!) гам, кто-то из оставшихся время от времени шутит на своем, непривычном славянскому уху, языке. Большинство из них на эти шутки радостно реагирует. Странно, однако... На фоне того, что многие из них залезли в долги (а это — сумма в несколько тысяч долларов), чтобы только добраться до вожделенного Запада через Украину. Возвращение на родину грозит тем, что долги нужно будет отдавать...

Четверо депортируемых грузин, которые отправятся домой в ближайшие дни (будут дожидаться своего рейса в специальных помещениях аэропорта), ведут себя куда менее спокойно. «Не выйду из машины, пока не перестанете снимать меня на камеру. На камеру я уже насмотрелся», — намекнул на свое многомесячное принудительное заключение один из доставленных в «Борисполь» «гостей» (ведь выяснение личности порою может занять до пяти и больше месяцев). Однако, как утверждают офицеры Госпогранслужбы, условия содержания в приютах для незаконно въехавших в страну — более чем пристойные. Во всяком случае, возвращавшаяся вчера домой группа китайских граждан весьма тепло махала на прощанье пограничникам. Говорят, китайцы радостно реагируют и на качество той еды, которую подают у нас в подобных приютах. И, по словам офицера погранслужбы Олега Бойко, случались вовсе казусные случаи. Когда группа задержанных китайских нелегалов, готовящихся к депортации, ...сидела и распевала «Рідна мати моя»...

...Это хорошо, наверное, что даже при столь грустных обстоятельствах у кого-то просыпается чувство юмора. Ведь понятно, что не просто так срываются все эти люди с насиженных мест, идут на риск, платят немалые деньги посредникам за нелегальную «переправу». Правда, Украине все это, по оценках украинских пограничников, обходится приблизительно в 40-100 гривен содержания одного человека в сутки. И где-то в среднем 400 у . е. — на депортацию.

Во сколько обходится государству борьба с нелегальной миграцией? Почему растет количество нелегалов из Грузии? Стала ли более привлекательной Украина для иностранцев после революции? На эти и другие вопросы в интервью с Андреем ФЕДОСЕЕВЫМ, начальником отдела по работе с иностранцами Департамента охраны государственной границы Администрации Государственной пограничной службы Украины.

— Какова общая ситуация с потоками нелегальной миграции через украинскую границу? Все предыдущие годы пограничники отчитывались об увеличении количества нелегалов. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

— Тенденция роста потоков нелегальной миграции до сих пор имеет место. Но сейчас происходит, можно сказать, «реструктуризация» состава нелегалов. Так, за первые пять месяцев этого года пограничниками было задержано 2437 иностранцев-правонарушителей. За аналогичный период прошлого года — 1944 человека. Таким образом, имеем рост в 1,3 раза. Показательно, что из стран так называемого миграционного риска (такие страны, как Афганистан, Пакистан, Индия, Сомали и другие) наблюдается уменьшение прибытия нелегалов в полтора раза. В то же время из других государств — в первую очередь, из стран бывшего Советского Союза — происходит увеличение задержаний незаконных мигрантов. В этом году их количество составляло 1977 человек, а в прошлом году — 1174. Увеличение — почти два раза. Пограничники задерживают в основном граждан Грузии и Российской Федерации (жителей Чечни).

— Речь идет о нелегалах, которые используют Украину как перевалочный пункт. Есть ли желающие остаться в Украине?

— Абсолютное большинство этих людей стремится попасть в государства с высоким уровнем экономического развития, преимущественно в страны Западной Европы, а также — в скандинавские государства.

— Можно часто услышать, что после оранжевой революции Украина стала более привлекательной для граждан из стран со слабой демократией. Например, публикации с призывом ехать в Украину можно читать в российских масс-медиа. Наблюдается ли наплыв таких иностранцев в нашу страну?

— Нет. Мы не замечаем. Я бы не сказал, что оранжевая революция повлияла на потоки нелегальной миграции. Сейчас у нас набирает силу другой фактор. Как известно, Украина присоединилась к Конвенции ООН о беженцах, то есть взяла на себя международные обязательства о предоставлении убежища лицам, подпадающим под статус беженца. На сегодняшний день мы имеем значительное увеличение количества людей, высказавших желание остаться в Украине и получить на территории нашего государства статус беженца. За пять месяцев уже 330 человек подали заявления о предоставлении им статуса беженца.

— Каковы причины прибытия нелегалов из Грузии? Это граждане, которые живут в Абхазии и Южной Осетии?

— Не только. В Грузии сложное экономическое положение: зарплаты очень низкие, люди практически ничего не получают и не имеют возможности содержать семью. Поэтому многие грузины сегодня мигрируют — это трудовая миграция в чистом виде. Они все стремятся попасть в страны Евросоюза.

— Восточный участок границы Украины остается до сих пор самым «дырявым»?

— Нельзя сказать, что он — самый «дырявый». Но я могу признать, что на сегодняшний день более 70% нарушителей государственной границы задерживают на западном участке, который остается более обустроенным в инженерном отношении, с более мощной системой охраны. На восточном участке этот процесс тоже проходит очень активно: пограничники реализуют несколько проектов с участием международных организаций — как правительственных, так и неправительственных. Их цель — кардинальное улучшение технического уровня охраны восточного участка.

— Расширение Евросоюза, а значит, и укрепление западной границы Украины в прошлом году, похоже, ни коим образом не повлияло на потоки нелегалов. Есть ли у вас данные, скольким нелегалам удавалось проскользнуть через украинскую границу, которых однако впоследствии отлавливали ваши коллеги из Венгрии, Словакии или Польши?

— Не готов предоставить такую статистику. Этот анализ практически невозможно провести из-за многих факторов. Но я могу сказать, что Польша, Словакия, Венгрия единодушно высказывают мнение, что состояние охраны государственной границы очень укрепилось на западном участке, и они сегодня задерживают намного меньше незаконных мигрантов из территории Украины, чем в прошлые годы.

— С 1 сентября между Россией и Китаем будет отменен визовый режим. Не прогнозируете ли наплыва китайских нелегалов?

— Прогнозируем, и это логично. Даже наличие визового режима не составляло большой проблемы для китайских граждан, чтобы попасть на территорию нашего государства. Однако все-таки определенный фильтр существовал. Невозможно посчитать, какое количество из попадающих на территорию России китайцев стремится потом поехать в страны Западной Европы. Но можно спрогнозировать, когда после 1 сентября будет установлен безвизовый режим пересечения границы между РФ и КНР, значительное увеличение попыток нарушения государственной границы Украины со стороны китайских граждан вполне очевидно. Опять же — ради дальнейшего следования в западные страны.

— Как бы вы оценили сотрудничество со своими российскими коллегами? Нет жалоб относительно охраны ими общей границы? Возможно, если бы они работали лучше, то меньше нелегалов попадало бы и на территорию Украины...

— Думаю, о жалобах здесь говорить нецелесообразно, так как с российскими коллегами у нас очень тесное сотрудничество. У нас могут быть разные приоритеты, но, думаю, с Россией нам удастся создать мощную систему контроля за потоками незаконных мигрантов. Тогда и проблем будет меньше. Я бы не говорил о плохой работе российских пограничников. Как показывают результаты анализа, периодически нами проводимого, большинство иностранцев, которых задерживают в Украине без каких-либо документов, на территории России как раз находились легальным путем: с паспортами, визами и так далее. Даже при очень большом желании помочь Украине российские пограничники не могли бы отказать всем гражданам-иностранцам во въезде, если у них есть законные основания для пересечения границы.

— Какую часть бюджета «проедает» нелегал на территории Украины? Как проходит обеспечение работы пункта временного содержания нелегалов в Закарпатской области?

— Я бы не связывал это со средствами, которые мы расходуем на нелегалов. Создание в Павшине пункта временного содержания иностранцев — вынужденная мера в результате медленной работы Государственного комитета по делам национальностей и миграции относительно выполнения поручений руководства государства. Президентский указ 2002 года предполагал, что еще до конца 2003 года будут открыты три пункта временного пребывания иностранцев. Однако Госкомнацмиграции, на который и была возложена эта задача, не сделал этого, и мы были вынуждены выходить из ситуации самостоятельно. Поэтому и приняли в оперативное подчинение бывший военный городок, подключили международные неправительственные организации, с их помощью обустроили его. Ежедневно мы там содержим фактически до 350 человек... Передача этого пункта в юрисдикцию Госкомнацмиграции является логическим завершением задач правительства. Мы сами проявили инициативу, а сейчас мы помогаем комитету выполнять задачи правительства.

Что касается средств, выделяемых на выдворение нелегалов, то в этом году госбюджетом предусмотрена сумма в 1 миллион гривен. По большому счету этой суммы недостаточно, поэтому мы активно работаем с посольствами, которые могли бы найти родственников задержанных, чтобы те оплатили возвращение на родину задержанных. Также происходит выдворение за счет юридического или физического лица, пригласившего нелегала на территорию Украины. Существует много схем въезда в Украину незаконных мигрантов. Если, например, прибытию нелегала «поспособствовала» туристическая фирма, то мы пытаемся такую фирму отыскать, чтобы выдворить нарушителя за ее счет. В принципе нам это удается: около 25% от всех задержанных мигрантов выдворяются за счет туристических фирм или лиц, пригласивших иностранцев в Украину.

Наталья МЕЛЬНИК, Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ