Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нелегкая судьба «легенькой» промышленности

Львовские предприятия в основном обслуживают европейские бренды... Волынские сорочки стали... шведскими... На месте фабрик — паркинги и фитнес-центры...
8 июня, 2010 - 20:37
«МАДОННА В ОЧІПКУ» / ФОТО ЮРИЯ ГАРКАВКО / «День»

13 июня у работников легкой промышленности профессиональный праздник. Но на самом ли деле это праздник, если прилавки отечественных магазинов и торговые палатки переполнены импортной одеждой и обувью? Можно ли считать праздник полноценным, если украинский покупатель, если бы даже и хотел приобрести отечественную одежду, просто не может ее найти в продаже? А если и находит, то оказывается, что импортный аналог стоит значительно дешевле.

КРИЗИС, ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ... 15 ЛЕТ

Дефицит потребителей украинской одежды признают и производители. По оценкам президента Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности «Укрлегпром» Александра Соколовского, годовой объем украинского рынка легпрома составляет 50 миллиардов гривен. Не более 10% из этого объема — продукция отечественного производства, остальное — импорт. То есть, по словам Соколовского, всего около 10% украинцев покупают одежду отечественного производства. На его взгляд, это результат кризиса, который продолжается в легпроме уже 10—15 лет.

По словам же президента — главы правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром» Валентины Изовит, отрасль начинает постепенно приходить в себя от недавнего финансового кризиса: данные первых четырех месяцев 2010 года, по отношению к аналогичному периоду 2009 года, показывают 4,8% роста.

Однако за аналогичный период 2009, по отношению к 2008 году, в отрасли наблюдалось падение — 64,2%. То есть, особого роста еще нет, подытоживает она, хотя позитивные тенденции намечаются в текстильном, чулочно-носочном направлении, производстве обуви, пальто и полупальто.

А вот художник-модельер ТМ «Столичный» Эдуард Насыров нынешнее состояние легпрома считает плачевным. «Можно даже говорить, что легкой промышленности у нас, к сожалению, вообще нет. Предприятия еще советских времен доживают свой век, работая, преимущественно, по давальческим схемам», — говорит он. Однако такие заработки не приносят предприятию прибыли, они не позволяют расширять производство и шить одежду для украинского потребителя, объясняет дизайнер. По словам Насырова, некоторые мировые бренды из-за дешевизны украинской рабочей силы уже начали шить свою одежду в Украине, а не в Китае. Работая на давальческих схемах, украинские предприятия фактически забывают о своем массовом потребителе, считает он. «Я даже не знаю, что еще массово шьется в Украине, кроме носков, халатов, трикотажа. Повседневной массовой отечественной одежды нет. То есть, для отдельных групп потребителей товар существует, но массовой конкурентоспособной продукции нет», — подытоживает он.

ПОЧЕМУ ЦЕНЫ НА ПОШИТОЕ В УКРАИНЕ «КУСАЮТСЯ»?

Ценовой парадокс, когда стоимость отечественной одежды местами вдвое, а то и втрое больше импортного аналога, производители объясняют неравными условиями работы на рынке. Так, по словам Соколовского, легальные украинские фабрики работают по общей системе налогообложения, а импортеры одежды — по упрощенной. В результате, утверждает он, фабрика платит в бюджет все налоги, а «упрощенцы» отделываются маленькой «подачкой».

«Чтобы выплатить одну гривну зарплаты работнику легпрома, нужно заплатить в бюджет и разные социальные фонды около 80 копеек», — дополняет коллегу президент — глава правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром». То есть, честное предприятие, работая по общей системе налогообложения, не конкурентоспособно по сравнению с продукцией «упрощенца», который за свою деятельность платит всего 200 гривен в месяц, утверждает Изовит. «Отсюда и разница в цене в 3,5 раза», — говорит она «Дню». А еще есть контрабанда и теневое производство одежды, с которых вообще никакие налоги или пошлины не платятся. С таким продуктом украинской одежде играть в конкуренцию вообще не приходится, считает она.

По подсчетам Изовит, официально в Украине продается только 13% всей продукции на рынке легпрома, остальное — неофициально, то есть, без уплаты налогов. По словам же Соколовского, самая большая проблема отечественного легпрома — даже не черная, а «серая» контрабанда (занижение реальной таможенной стоимости товара в таможенной декларации при прохождении через границу). В 2009 году, рассказывает Изовит, из-за не очень тщательного досмотра таможни бюджетная казна потеряла 9 миллиардов гривен. Сейчас же, по ее словам, наблюдается некоторое улучшение: таможенники стали проверять содержимое контейнеров.

А вот Соколовский считает, что система, связанная с таможней, все равно непростая. Как он рассказал «Дню», добропорядочных импортеров, готовых декларировать реальную стоимость товара и платить с нее все налоги в бюджет, а не в карман таможни, не поощряют, а наоборот — пытаются загнать в «тень». Усиление таможенного давления в интервью «Дню» подтвердил и глава Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко.

Очень тяжело конкурировать в таких условиях, подытоживает Изовит. Именно из-за неравных правил игры работать на массовый рынок не спешат и отечественные дизайнеры. Хотя последние не отрицают, что хотели бы осваивать эту нишу.

Так, Эдуард Насыров рассказал «Дню», что сегодня потребители его дизайнерской одежды — это «бомонд, «тусовка» и определенная группа альтруистической молодежи, которая верит в светлое будущее». «Но это не означает, что мне как дизайнеру не хотелось бы одевать больший сегмент украинцев. Конечно, хотелось бы, чтобы наши изделия шли в массовое производство», — говорит он.

ШАНСЫ — ЕСТЬ, И ИХ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Делать украинскую одежду и обувь более доступной для покупателей Валентина Изовит предлагает, снижая налоговую нагрузку на бизнес до европейского уровня, вводя единый социальный налог и наводя порядок на таможне.

Насыров советует сначала обновить законодательную основу для легпрома, наладить поставки сырья для производства тканей, начать изготовлять разные виды тканей и только после этого массово шить одежду. Для этого потребуется пять-семь лет, убежден он.

А вот генеральный директор торговой марки «МОДНЫЙ КВАРТАЛ» Антонина Головко считает, что экономический кризис уже предоставил дополнительный шанс украинскому легпрому. По ее словам, кризис привел к росту цен на одежду иностранного производства (минимум на 50%). Уменьшилась и покупательная способность украинцев. Так, в прошлом сезоне затраты среднестатистического украинца на свой гардероб сократились на 20%. В список наиболее экономных городов попали Киев, Харьков и Днепропетровск, которые до кризиса, наоборот, лидировали по количеству модников. Киевляне же стали активнее перенимать европейскую схему обновления гардероба, покупая вещи исключительно на распродажах, говорит Головко. По итогам 2009 года, утверждает она, наиболее привлекательной для торговцев одеждой стала Одесса, жители которой, менее других, настроены экономить на внешнем виде. Как объяснила Головко, снижение покупательной способности и уменьшение завоза импортной одежды (потому что стоимость доставки и растаможки возросли) заставили основных игроков модного ритейла (сетевые мономарочные или мультибрендовые магазины в среднем ценовом сегменте) значительно сократить ассортимент продукции. Кроме того, из-за кризиса отложили свой выход на украинский рынок новые иностранные сети, говорит она.

Все эти факторы заставили рынок и продавцов обратить внимание на украинский продукт. «По данным Государственного комитета статистики, украинский легпром уже отреагировал на новые потребности рынка. С начала этого года мужских костюмов было пошито на 13% больше, чем за аналогичный прошлогодний период (83,3 тысячи штук), объемы производства женских платьев увеличились на 16% (до 230 тысяч штук), трикотажной одежды — на 2% (до 498 тысяч штук), белья — на 10% (до 2,4 миллиона штук). Общие показатели швейных фабрик выросли на 5,4%. Параллельно, согласно данным профильной ассоциации «Укрлегпром», на 50% снизился импорт текстильной одежды и на 40,7% — трикотажа. Если тенденция сохранится, то уже до конца этого года одежда отечественного производства имеет все шансы увеличить свою долю на рынке как минимум на 5-7%, заняв пятую его часть», — говорит Головко. Кроме того, стоит ждать и открытия магазинов в областных и районных центрах, которые будут торговать украинским, подытожила она.

 

Окончание на стр.ЭКОНОМИКА
Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ