Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неоклассический админресурс

10 сентября, 2007 - 18:47
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Классического админресурса как такового (давления на избирателей, запугивания со стороны должностных лиц) на этих выборах пока не наблюдается. Возможно, разучились им пользоваться, а может на Украине таки победила демократия... Самая большая проблема этих выборов, по мнению главы Комитета избирателей Украины Игоря Попова, — это совмещение главами администраций своих обязанностей с деятельностью руководителей избирательных штабов. Об этом он заявил на круглом столе, который прошел на днях в РБК.

Впрочем, далеко не все участники «круглого стола» были согласны с такой оптимистической и, можно сказать, благостной оценкой предвыборной ситуации. Нешуточная и довольно эмоциональная дискуссия завязалась между бывшим главой ЦИК Михаилом Рябцом (ныне советником премьер-министра) и юристом НУНС Валерием Карпунцовым. Предлагаем ее вашему вниманию.

Михаил РЯБЕЦ , экс-глава ЦИК:

— Сегодня почему-то в средствах массовой информации мы совсем не слышим, что в подавляющем большинстве западных и центральных районах Украины избирательные штабы отдельной политической силы возглавляют чиновники из местных государственных администраций. Это при том, что мы несколько недель слышали от различных высоких должностных лиц Секретариата Президента Украины о мерах, которые будут приниматься для устранения административного ресурса. Т.е. было сказано, что все советники Президента, высокие чиновники местных государственных администраций не принимают участия в этих выборах в качестве кандидатов в народные депутаты Украины. Мне даже сердце согрела такая информация. Но происходит не все иначе.

Мы видим, что без зазрения совести, цинично, вызывающе эти чиновники сегодня кичатся тем, что имеют возможность приобщиться к грубому нарушению положений избирательного законодательства и возглавлять предвыборные штабы.

Я вам скажу, что не вижу большой угрозы для их оппонентов в этом, поскольку, чем больше они будут «отстаивать» интересы определенных избирательных сил, тем больше народ будет поступать иначе на избирательных участках в кабинках для голосования.

Но скажите, пожалуйста, чего только стоят тысячи биг-бордов, которые устелили все регионы Украины с социальными инициативами Президента, которые появились с начала предвыборной кампании. Такое впечатление складывается, что у нас не Президент, а человек, который баллотируется на высокую должность и обещает, что он будет делать, если победит на выборах.

Меня интересует такой вопрос, а кто оплачивает эти биг-борды? За счет кого они размещены на территории Украины?

Кроме того, мы видим в последнее время, что у нас появился новый олигарх меценат — это Президент Украины, который ежедневно одаривает, то ветеранов, то районные больницы новыми автомобилями. А у меня как у рядового гражданина возникает вопросы? За какие средства эта благотворительность? Тем более во время избирательной кампании под знаменами одной из политических сил.

Мы с вами были свидетелями того, как в 2004 году скрытой камерой было отснято выступление одного из проректоров ровенского вуза, который агитировал за одного из кандидатов в Президенты Украины. На протяжении нескольких недель все средства массовой информации транслировали этот сюжет. Это было что-то такое сверхъестественное. Но что делается сейчас: в телеэфире, на улице, в обществе?

Я бы не хотел говорить о роли судов, но хочу обратить ваше внимание, что мне пришлось анализировать как специалисту- юристу (я надеюсь, что могу назвать себя специалистом в области избирательного права) решения судов различных уровней, касающиеся рассмотрения отдельных избирательных споров. Я думаю, что всем этим решениям и судьям, которые подписывали эти решения, еще будет дана надлежащая оценка. И грустно мне сегодня констатировать, что, к превеликому сожалению, может произойти так, что результаты выборов в Украине будет устанавливать не центральная избирательная комиссия, а судебная власть, как это произошло в 2004 году.

Валерий КАРПУНЦОВ , первый заместитель руководителя Департамента по вопросам юридического обеспечения НУ НС:

— Что касается биг-бордов, подарков и меценатства. Недавно было первое сентября и все детки пошли в школу. И практически все телеканалы показали сюжет, где Виктор Янукович как премьер-министр дарит ноутбуки, дарит ценные подарки школе... Это очень приятно, это очень похвально. И говорил когда-то Президент: «Берите». А когда Президент дарит флаг и буквари, вы упрекаете в админресурсе.

Что касается биг-бордов... Трансляция неполномочной Верховной Рады, которая не имеет права заседать, далеко больше стоит, чем те биг-борды с социальными инициативами Президента. И не имеет права бывший председатель Верховной Рады писать письма на телерадиокомпании с требованием транслировать ее, за мои деньги, или за ваши деньги эту сессию.

Также, я не совсем согласен с КИУ относительно отсутствия классического админресурса. Приведу яркий пример: мы все свидетели истории с псевдо-«Порой». Это не классический админресурс? А как оценить заявления министра юстиции, являющегося кандидатом в депутаты, который не ушел в отпуск и публично защищает противоправные действия?

Я не буду обвинять других членов правительства в применении админресурса. Мы все будем наблюдать их деятельность, будем иметь возможность наблюдать, кто на чем ездит, кто какой связью пользуется. Мы все видим рекламу Социалистической партии, где представители СПУ выступают не как кандидаты, а как министры. Ни слова о том, что они кандидаты. Ни слова о выборах....

Что касается глав администраций. Моя позиция — если вы поймали главу администрации на факте, пожалуйста, реагируйте. Приведите мне конкретный факт, как с Лавриновичем, как с Верховной Радой...

Я хотел бы поднять еще такой вопрос. А ЦИК? Можем ли мы расценивать определенные действия Центризбиркома как административный ресурс? Когда мы не видим объективности, а видим предубежденность. Не видим анализа, не видим выполнения требований закона. Является ли это админресурсом? Является ли это должным выполнением обязанностей членами ЦИК? Это достаточно серьезный и, я считаю, дискуссионный вопрос.

Записала Елена ЯХНО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ