Вчера первый вице-премьер украинского правительства снова предстал перед прессой в качестве главного оптимиста страны. Некоторые основания для этого имеются. Внутренний валовой продукт за полугодие вырос на 7,5% (при удивительно низкой — для ценового всплеска на продовольственном рынке — инфляции). И, по-видимому, будет подниматься и дальше, поскольку за июнь рост составил 8,2%. Радует рост зарплаты у бюджетников, повышение пенсий и стипендий, существенное сокращение долгов правительства в социальной сфере, включая даже задолженности перед чернобыльцами. Словом, у Украины очень сильные финансовые позиции, обеспечивающие, по словам Азарова, «непоколебимую» экономическую ситуацию. И даже «тень» стала чуть-чуть короче (в результате снижения подоходного налога с граждан ежемесячно на миллиард гривен растет выплачиваемая через банки зарплата).
И все же что-то в этом потоке правительственного самовосхваления неуловимо настораживает. Может быть, оценка так называемого продовольственного кризиса, в результате которого выросли цены? В этом, мол, виноваты какие-то неизвестные деятели, разгласившие народу данные о неудавшемся урожае, вместо того, чтобы доложить правительству и испросить у него потребную для устранения этого бедствия сумму... Или в сердцах брошенная фраза о том, что «недооценка действий правительства чревата политической близорукостью»? Или осуждение разночтений и полемики в публичных высказываниях правительственных или банковских чиновников? «Население не должно знать» о негативных тенденциях в экономике, такое, получается, кредо. Помнится, именно такая идеология уже когда-то господствовала в нашей стране...
Спрашивали г-на Азарова и о том, какой курс гривни предусматривается на будущий год. Согласитесь, тема для общества немаловажная. Нужно сказать, что накануне журналистам стало известно о предложении Нацбанка повысить среднегодовой прогноз курса национальной валюты на 2004 год до 5,4 грн. за доллар (хотя предыдущий прогноз на этот год был значительно хуже — 5,52 грн. за доллар). Конечно, прогноз — дело неблагодарное. И даже в том случае, когда он очень осторожен. (Кстати, источники «Дня» утверждают, что и это предвидение НБУ грешит пессимизмом). Но стоит ли, зная обо всем этом, отделываться общими словами об уважении к мнению Нацбанка? Почему, при отсутствии инфляции, положительном сальдо торгового баланса, резком росте ВВП (причем все это пролонгируется во всех прогнозах и на следующий год) курс национальной валюты должен падать? Если правительство молчит, то в качестве ответов на эти вопросы рождаются слухи. А их силу уже показал продовольственный кризис.
А потом мы еще удивляемся, что несмотря на хорошие макропоказатели, проблема доверия к финансовой политике правительства как внутри страны, так и за ее рубежами все еще существует.