Киевская госадминистрация порадовала школьников очередными
не менее радостными праздниками. Двухнедельные каникулы, именуемые гриппозным
карантином, повлекли за собой новый приказ начальника Главного управления
образования столичной администрации Бориса Жебровского. В данном случае
радоваться будут только ученики 6, 7, 8 и 10 классов, в которых, как следует
из приказа, в текущем году отменены переводные экзамены. Кроме того, в
приказе подчеркивается, что, учитывая все тот же перерыв в учебных занятиях,
а также обращение Объединения родителей школьников Киева о предупреждении
перенагрузки и психологического перенапряжения учеников, руководство школьных
заведений не должно допускать превышения предельно допустимой нагрузки
школьников, установленной действующими учебными планами. Другими словами,
учителям запрещено компенсировать пробелы в усвоении программного материала
путем увеличения объема домашних заданий, написанием рефератов, проведением
контрольных или самостоятельных работ, дополнительных занятий и тому подобных
нагрузок, не предусмотренных программой.
В то же время многие педагоги как, например, директор киевской
средней школы №211 (Минский район) Виктор Вакуленко, считают, что переводные
экзамены не такая уж сильная перенагрузка для школьников, даже если учитывать
их ослабленное в это время года здоровье.
— Образовательная система, — рассказал «Дню» Виктор Вакуленко,
— очень четкая и расписана буквально по пунктам, поэтому «ломать» ее не
стоит. Ведь цель учителя — не только дать материал, но и закрепить его
в памяти ученика. А сделать это возможно с помощью тех же зачетов, экзаменов
и подобных им работ. Возможно, логичнее было бы сократить количество экзаменов
у выпускников: вместо 6 у одиннадцатиклассников сделать 4, а у девятиклассников
вместо 4 поставить 2. Ведь если реально посмотреть, то именно они и испытывают
сильнейшую нагрузку, когда сразу после школьных экзаменов начинается вступительная
сессия в другие учебные заведения. Кроме того, нужно учитывать и тот фактор,
что ни один в мире ребенок не имеет огромного желания учиться. То есть
существует проблема заинтересованности, которую нужно решать снова-таки
с помощью индивидуальных или консультативных занятий. Ученикам, например,
нашей школы, приходится осваивать достаточно объемный материал, так что
без дополнительных занятий просто не обойтись.
Учителя не увидели особой проблемы в новом приказе. «Я
уверена, что смогу дать детям весь материал, который запланировала и который
требует «методичка» министерства, — уверена преподаватель математики Алла
Мусиенко. — Только вот придется обходиться без повторения пройденного материала».
...На момент подготовки материала ученики 211-й школы,
особенно не выпускных классов, не знали о новом приказе. Скоре всего, они
узнают об этом сегодня, уже после совещания директора и учителей по поводу
нового «сенсационного» приказа горадминистрации.
— Освобождение школьников-невыпускников от экзаменов —
это не сенсация, — сказал корреспонденту «Дня» Александру Фандееву заместитель
начальника Главного управления общего среднего образования Министерства
образования Украины Николай Мельник. — Согласно инструкции, утвержденной
приказом Минобразования, в 1996 году, «Об экзаменах, переводе и выпуске
учеников общеобразовательных учебно-воспитательных заведений Украины»,
подобным правом могут воспользоваться и другие педагоги. Целесообразность
этой меры демократическим путем будут определять педагогические советы
учебных заведений. Вполне вероятно, что к киевским школьникам впоследствии
присоединятся ученики тех регионов, в которых тоже были вынужденные каникулы
в связи со стихийным бедствием, эпидемией гриппа, отключением в школах
отопления, электроэнергии. Но отсутствие экзаменов не повлияет на ритм
учебного процесса: у учителей достаточно средств и форм (директорские контрольные
работы, зачеты) для проведения итогового контроля уровня и качества общеобразовательный
подготовки. Конечно, нагрузка на детей, пропустивших занятия, увеличится.
Наверстать упущенное, без чего тяжело усвоить следующий материал, можно,
переведя школы с пятидневок на шестидневную рабочую неделю, или путем проведения
индивидуальных и групповых консультаций. Конечно же, объем знаний в современной
школе увеличился, одновременно повысилось и качество среднего образования.
Подтверждением этого являются многочисленные победы наших талантливых детей
в международных образовательных олимпиадах.
КОММЕНТАРИЙ
Николай КОРНЕВ, доктор психологических наук, заведующий
кафедрой социальной психологии Киевского национального университета имени
Тараса Шевченко:
— Критерий «загруженности» школьника — субъективное понятие.
Каждый, в том числе и министр образования, определяет его для себя сам.
Можно говорить лишь об оптимальности решения в конкретной ситуации. В принципе,
никто не изучал загружен или не загружен в научном плане ребенок. «Предельно
допустимая нагрузка» в учебных планах определяется как часовой рабочий
день или рабочая неделя. Здесь учитывается время школьных занятий и время
на подготовку. Такие же определения существуют и для учащихся вузов. Американские
студенты, кстати, гораздо меньше наших загружены обязательными занятиями.
Но у них система проверки знаний требует такой самостоятельной работы,
что они оказываются загруженными больше наших.
А вообще, решение об отмене экзаменов я считаю неплохим.
Я считаю, что экзамены ничего у детей не выявляют.