Суть политики — не в изобретении некой идеальной компьютерной программы, в которую можно ввести все исходные данные и получить оптимальное решение для всех возможных проблем государственной политики. В соответствии с каким критерием рабство считалось чем-то плохим, когда началась Гражданская война в Америке? Как- никак, плантаторы Юга немало зарабатывали на обеспечении текстильной промышленности Великобритании хлопком, выращенным рабами, а так называемый «король коттон» в первой половине девятнадцатого века был таким же важным в экономическом отношении для этого региона, каким сейчас является «черное золото» для отдельных членов организации экспортеров нефти ОПЕК. Учитывая это, можно сказать, что рабство было позитивным фактором для американской экономики, поскольку оно наполняло казну страны. Впрочем, достаточно американцев на Севере решили, что позволять другим американцам на Юге владеть людьми другой расы как скотом, является чем-то неправильным. И избрали президента, который поддержал то, что можно назвать политикой сдерживания рабства. Юг вышел из Союза, а Север заставил его вернуться ценой кровавой Гражданской войны, в процессе освободив рабов. Мало кто сегодня подвергает сомнению утверждение, что владеть людьми неправильно, даже если нет возможности подтвердить это на опыте.
Несмотря на то, по какую ты сторону политической ограды, закрывать средства массовой информации оппонентов — это тоже нечто такое, что все, кто мало-мальски ценит свободу слова, должны осудить как нечто неправильное. Конечно, ограничивая выражение идей оппонентов, можно обеспечить более эффективную государственную политику, по крайней мере временно. Как-никак, Муссолини все же заставил поезда двигаться по графику, Гитлер вытянул Германию из Большой депрессии, а Сталин индустриализировал Советский Союз. Однако, все это было неэффективно и все три эксперимента в конце концов оказались менее чем успешными. Но если мы решим, что имеем определенные права — коллективное субъективное решение, не требующее доказательств или отрицания — и считаем важным сохранить эти права для наших потомков, тогда мы должны защищать эти права даже для наших оппонентов, помня об одном: нарушать эти права неправильно.
По убеждению автора этих строк, которое является результатом его воспитания в духе американской Конституции и ее первых десяти поправок, среди событий, которые в последнее время происходят в области средств массовой информации, есть несколько эпизодов, которые следует считать неправильными. Последним таким событием является сообщение «Радіо Довіра» от 11 февраля о решении снять трансляции Украинской службы «Радио Свобода» с эфира. Теперь слушатели этой программы могут найти ее только на коротких волнах. Объявили «коммерческое решение» о том, что «Радио Свобода» не соответствует формату «Радіо Довіра», несмотря на то, что «Радіо Довіра» годами плодотворно сотрудничало с руководством радиостанции, чтобы сделать свой формат более подходящим для FM-эфира.
Даже Вашингтон, который хотел максимально сократить американские трансляции в Украине, начал наблюдать внимательнее. А президент интернет-журнала «Organized Crime and Terrorism Watch» Томас Дайн прокомментировал последнее решение радиостанции, назвав его «политическим шагом». Возможно, Радио Канада, которое планировало полностью прекратить свои украинские программы, тоже передумает...
В свободном обществе власть всегда знает, что средства массовой информации будут часто ее критиковать. Как гласит старый вашингтонский афоризм, «если не переносишь жару, убирайся с кухни». Если Украина действительно собирается присоединиться к евроатлантическому сообществу, она должна «играть по правилам», установленным членами этого клуба. Иначе последние решат, что в Украине происходит нечто неправильное, и что они не хотят ничего подобного. И ситуация со «Свободой» — несвоевременная.
А как насчет миллионов тех, кто настраивал свои коротковолновые приемники на частоту Радио Свобода, когда трансляции заглушались радиопомехами? Приемники еще на месте, так же как и башни для создания радиопомех. Первые будут включены наверняка. А последние?