«Я сам не осознавал важность происходящего в Америке — до тех пор, пока лично не зачитал вслух статью пять Вашингтонского договора», — признался Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Пятая статья предусматривает, что члены Альянса оказывают всяческую поддержку, в том числе — и военную, союзнику, на которого было совершено нападение извне. То, что НАТО впервые за 52-летнюю историю может применить эту статью, должно изменить мир, считает Робертсон. В странах-членах Альянса сейчас упорно обсуждается вопрос о поддержке Соединенных Штатов. Соответствующее решение уже приняли немецкие парламентарии (хоть их решение пока не следует рассматривать как поддержку именно военных действий Вашингтона). Вчера президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявили, что их страны поддержат любые действия США, которые можно будет рассматривать как эффективный ответ на события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. О том, станет ли поддержка Соединенных Штатов странами-участницами НАТО реальностью, в интервью с Генеральным секретарем Альянса Джорджем РОБЕРТСОНОМ.
— Господин Генеральный секретарь, может ли возникнуть ситуация, когда НАТО решает принять участие в военных действиях Америки, а парламенты стран — членов Альянса — не поддерживают такое решение?
— Вашингтонский договор — это обязательство, которое преобладает над национальным законодательством каждого государства-союзника. Поэтому поддержка США в защите против террористов является обязательной для всех членов НАТО. Но я должен подчеркнуть, что каждое государство само будет решать, какую именно поддержку оно окажет. Но у меня нет никаких сомнений в том, что все страны Альянса стремятся принять эффективные меры против преступников, стремятся их наказать. Это наказание должно послужить устрашением.
— А как вы реагируете на информацию о том, что какая- либо страна — например, Италия — не имеет намерений принимать участие в возможных боевых действиях?
— Поскольку США еще не просили поддержку у союзников по НАТО, мы не можем реагировать на такие заявления. Но я уверен, что государства примут надлежащие решения по этому вопросу. Подчеркиваю: решение применить статью пять было принято всеми государствами единогласно. Так что мы ждем решения со стороны США — какая наша поддержка им необходима: на индивидуальной основе или от НАТО в целом.
— НАТО рассматривает событие 11 сентября как военную акцию или как теракт? В обоих случаях применяется пятая статья?
— Теракта для применения статьи может быть достаточно — если к такому соглашению придут союзники. Как назвать произошедшее в Америке — теракт или военные действия? Погибли тысячи людей, против которых применили так называемые «летающие бомбы». Но «военным актом» я это не называл.
— Каковы будут дальнейшие действия Соединенных Штатов, если им выдадут Осаму бен Ладена, — главного подозреваемого, вина которого, впрочем, стопроцентно не доказана?
— Да, Соединенные Штаты имеют все больше доказательств вины Осамы бен Ладена. США пока что не объявили, что виновным является именно он. Но мы, конечно, уверены, что теракт был результатом целой сети террористической деятельности, которая причинила столько горя и бедствия. Если США придут к окончательному выводу о виновности Осамы бен Ладена, то они, во-первых, должны оповестить НАТО, а во- вторых, поделиться с нами информацией. Но не заблуждайтесь: бен Ладен уже считается виновным за другие ужасные теракты. Его деятельность никак не ограничена лишь США, но представляет угрозу всем. Любой человек, который участвовал в таких деяниях, должен быть наказан. Немыслимо оставить его безнаказанным.
— Собирается ли НАТО сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом?
— Заседание постоянного совета НАТО — Россия, состоявшееся на прошлой неделе, было, можно сказать, самым трогательным в истории этого органа. Представители всех сторон государств и союзников, и России — испытывали очень глубокие чувства. Я, конечно, уверен, что на моей встрече с министром обороны России, которая состоится в Неаполе на следующей неделе, борьба с терроризмом будет одной из главных тем.
Должен также сказать, что я был полностью погружен в ход событий. Но пока не зачитал вслух статью пять, я не осознавал всю важность ситуации. История ведь не проходит мимо нас, мы — деятели истории. И я должен понимать, что я первый Генеральный секретарь, читающий такое объявление. По моему мнению, столь же важным, как решение о возможном применении статьи пять, является выступление России на стороне НАТО.
— Не считаете ли вы, господин Робертсон, что после ударов по Афганистану может разгореться мировой пожар войны?
— Мы должны отреагировать на теракты — и отреагировать эффективно. Ни Америка, ни НАТО не планировали какую-либо атаку. Но полностью неприемлемо совершать такие теракты и оставлять их безнаказанными. Пока США не предпринимали ответных действий. Это как раз говорит о том, что Соединенные Штаты внимательно и осторожно думают о своей реакции, которая, однако, будет решительной.