Историк Владимир ВЯТРОВИЧ представил свою новую книжку «Вторая польско-украинская война. 1942—1947 гг.»
Событие состоялось в Конгрегационном зале Староакадемического корпуса Национального университета «Киево-Могилянская академия». Монография, а нужно сказать, что кроме этого труда автор представил также двухтомный сборник документов «Польско-украинские отношения в 1942—1947 годах в документах ОУН и УПА», демифологизирует противоречивые, часто специально вытесненные из исторической памяти, вопросы. Поздравить автора с выходом в свет нового труда пришли научные работники, коллеги, друзья: Сергей Квит, Игорь Ильюшин, Вахтанг Кипиани, Владислав Гриневич, Иван Патриляк, Евген Сверстюк и другие. То, что книга, посвященная пока что, к сожалению, малоисследованной странице истории Восточной Европы в целом и Украины в частности, может вызывать незаурядный резонанс, стало понятно сразу. Историки не только высказывали свое восхищение, но и старались обоснованно критиковать автора. Пан Владимир отреагировал на критические замечания своих коллег так: «В ближайшее время я ожидаю реакцию на свою книгу от украинских историков. Хочу среди отзывов на монографию видеть и отзыв специалиста по истории УПА и Армии Краевой Игоря Ильюшина. Книжка, собственно, и писалась ради того, чтобы вывести современные исторические дискуссии на качественно новый уровень. Недаром я опубликовал не только монографию, но и сборник документов (в двухтомнике представлено 472 документа. — ред.), которые показывают, на чем базируется мое исследование, — не на собственных, далеких от реальности предположениях, а со ссылкой на конкретные факты».
На фоне процессов мифологизации, русификации истории Украины, заявлений отдельных польских политиков о геноциде против польского народа в 1940-х годах, пан Владимир осуществил важную попытку освещения документов малоисследованной украинско-польской войны. Особенностью конфликта, главными игроками которого выступали воины Украинской Повстанческой Армии и вооруженные силы польского подполья «Армия Краевая», была определенная «независимая зависимость». Дело в том, что обе армии боролись за самоопределение собственного народа, но их действия прямо зависели от двух более сильных участников Второй мировой — СССР и Германии, которые всячески провоцировали и поддерживали боевые действия. «Из приведенных мной документов видно, что конфликт между украинцами и поляками всячески поддерживался и провоцировался «советами» для утверждения своей власти на этих территориях. Апогеем войны можно считать 1944 год, когда боевые действия велись на территории Холмщины, Волыни и Галичины. На то время наблюдался эффект «кровавого домино», когда информация (которая часто преувеличивалась) о конфликте в одном месте провоцировала начало конфликта в другом. Завершающим актом украинско-польской войны стала печально известная акция «Висла», когда украинцы были выселены с территории так называемого Закерзонья. Вследствие этого была создана граница между Украиной и Польшей в таком виде, в каком она существует до сих пор», — рассказывает автор.
Может возникнуть вопрос относительно большого количества документов об украинско-польской войне, ведь сам автор отмечает, что эта тема является малоизвестной как для исследователей, так и для населения. Когда речь идет о борьбе двух подпольных формаций (в данном случае — УПА и Армии Краевой), то нехватка документов объясняется их банальным неиспользованием этими формациями. Причина становится понятной, если принять во внимание отношение воинов УПА к советской власти. Сам историк объясняет: «Пересматривая литературу, посвященную польско-украинскому конфликту, я также всегда удивлялся тому, что до сих пор используется очень малое количество документов. В сущности, это логично, ведь основные стороны конфликта — подпольные структуры. Но мои представления о недостаточном количестве информации пошатнулись, когда я получил доступ к архивам Николая Лебедя (архив, между прочим, считали утраченным), одного из руководителей подполья, а также к архивам СБУ. Речь идет о сотнях томов с документами».
Одной из причин для написания монографии и собрания документов стали попытки некоторых российских историков, к примеру, Александра Дюкова, обвинить украинцев в геноциде против польского народа в 1942—1947 годов («Забытый Геноцид: «Волынская резня» 1943—1944 годов»). Очевидно, здесь не обошлось без политического интереса.
Владимир Вятрович, кроме освещения политических и этнических причин конфликта, приводит в своей книжке факты, подтверждающие сотрудничество командиров УПА с командирами Армии Краевой, факты, подтверждающие, что вражда между украинцами и поляками во многом зависела от намерений властей СССР и нацистской Германии. Отдельное место в исследовании историка занимают трагические события 1940-х годов в памяти обоих народов. Одним словом, у широкого круга читателей (очевидно, не только украинских) появилась хорошая возможность посмотреть на историческую лакуну, имя которой «Вторая польско-украинская война 1942—1947 гг.», по-новому.