Хотя говорят, что врать совсем нехорошо, но ведь это можно сделать так, что никто слова плохого не скажет. Даже более того, запишут в энциклопедии, будут хвалить и наследовать в меру способности.
Например, в прокат вышел американский фильм «Мистификация». Посредственное кино, честно говоря, и даже то, что основывается оно на реальных событиях, ситуацию не улучшает. Дело в другом.
Итак, в основе сценария — автобиографическая книга «Мистификация» Клиффорда Ирвина (его играет Ричард Гир). Этот писатель специализируется на биографической прозе. Первая известная работа — жизнеописание Элмира де Хори, очень одаренного художника-фальсификатора, чьи подделки классических шедевров живописи иногда были более убедительны, чем оригиналы. Темой второй книги Ирвин избрал жизнь таинственного мультимиллионера Говарда Хьюза — и тем самым стал центральным действующим лицом одной из самых масштабных авантюр в истории современной литературы. Проблема заключалась в том, что эксцентричный богач вообще не шел на контакт с окружающим миром, а тем более с интервьюерами, журналистами или биографами. Поэтому Ирвин по совету Дика Саскинда (колоритный и темпераментный Альфред Молина) решил просто фальсифицировать книгу. Работал виртуозно: подделывал письма Хьюза, чеки от его имени, смог залезть в сверхсекретные государственные архивы, и наконец убедил даже тех, кто знал Говарда лично. Обман выяснился только тогда, как книга вышла в свет. Ирвин отсидел 14 месяцев и был вынужден возвратить издателям 765 тысяч долларов.
Снял «Фальсификацию» кинематографист шведского происхождения Лассе Хальстром. Его самой известной картиной до сих пор была мелодрама «Шоколад» с Джонни Деппом и Жюльетт Бинош в главных ролях. Теперь же он получил возможность сделать разудалую авантюрную комедию. Сначала на это и похоже. Пока Ирвин-Гир удачно мастерит доказательства своей близости с Хьюзом и выкручивается из опасных ситуаций, смотреть на это интересно. Далее, к сожалению, начинаются сплошные сантименты и морализаторство. Режиссер любой ценой стремится осудить главного героя, превратить мастера мистификаций в банального лгуна. Чем разрушает хороший замысел.
Но это только часть приключения.
Ведь история о Клиффорде Ирвине уже была экранизирована гениальным Орсоном Уэлсом. Он также работал в Голливуде, однако решительно противоречил всем его писаным и неписаным правилам. А также был гениальным мистификатором. Перед войной он в прямом радиоэфире так убедительно инсценировал новость о вторжении марсиан на Землю (по мотивам «Войны миров», написанной его дальним родственником Гербертом Уэлсом), что США охватила общенациональная паника: люди массово бежали из дома и прятались в бомбоубежищах. А в 1974 году Орсон Уэлс снял фильм «F for Fake» («Ф значит фальшивка») — об... Элмире де Хори и Клиффорде Ирвине. Причем снял это как документальную ленту. На самом деле это была изысканная имитация документалистики — сыгранная актерами, среди которых Ирвин, де Хори и сам Уэлс, изображающие самих себя! То есть, собственно, мистификация стала в определенном смысле более реальной, чем сама реальность: еще и сейчас, пересматривая картину, трудно поверить, что это все сыграно и срежиссировано. «F for Fake» настолько поразила киноведов, что с тех пор жанр имитированной документалистики так и называют: «фейк».
Неудивительно, когда обман убедительнее правды. Но он может превзойти и самое жизнь, стать лучшим, что в этой жизни может быть. А такая выдумка и называется: искусство.