Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Несоциальный пакет

Коррупция, уровень преподавания и качество жизни — основные проблемы вузов
28 апреля, 2004 - 00:00

Вчера в Национальном педагогическом университете имени М.П.Драгоманова представители различных министерств и ведомств, общественных студенческих организаций, профсоюзные ассоциации и комитеты обсуждали студенческие проблемы. Одной из самых горячих тем был вопрос коррупции в образовании. Председатель Всеукраинского студенческого совета при Президенте Украины Андрей Черных сообщил, что за минувший год в Украине было открыто 400 криминальных дел по злоупотреблениям в сфере образования. «Например, — говорит Андрей, — сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями было обнаружено, что за зачет некоторые преподаватели брали взятки от 30 грн. до 100 долларов, а за экзамен — от 30 долларов до 300 долларов». (Стоит напомнить, что довольно действенный способ борьбы с вымогательством в высших учебных заведениях предложила организация «Украинская социал-демократическая молодежь». В период зимней сессии члены УСДМ организовали горячую телефонную линию, где квалифицированный юрист разъяснял звонившим, как студент, знающий свои права, может грамотно защищаться от вымогательств преподавателей. Звонки относительно того, что такой метод не срабатывает, уже ни от кого не поступали.)

Одной из самых актуальных проблем студента называли качество преподавания. Здесь акцентировалось внимание на высокой нагрузке преподавателей, препятствующей индивидуальной работе со студентами, а также на низком уровне зарплат педагогов. Преподавательскому составу вузов студенты предлагают проводить анкетирование, в ходе которого они могли бы дать оценку качеству работы педагога и внести предложения по совершенствованию учебного процесса.

Обсуждались и проблемы студенческих общежитий. При приблизительной себестоимости одного места 70 гривен в месяц, студенты оплачивают где-то до 20—30 гривен. Остальные средства приходится изыскивать из бюджета учебного заведения, которых не хватает на капитальные ремонты и коммунальные платежи. Решить проблему участники «круглого стола» предлагают путем введения отдельного государственного финансирования студенческих общежитий.

Много внимания уделялось также вопросам укрепления здоровья студенческой молодежи, особенно тех, кто стоит на диспансерном учете и нуждается не только в отдыхе, но и в специальном лечении. Говорили о необходимости социальной защиты студента в случае сложной семейной ситуации и об организации дешевого и качественного питания в стенах родного вуза. Зашла речь и об определенной дискриминации, а именно — о правах студентов-контрактников. Они лишены возможности получать не только социальные, но и именные стипендии, не имеют льгот на проезд в транспорте и права на материальную помощь, зачастую им приходится платить за пользование общежитием большие суммы, чем тем, кто учится на госзаказе. Коснулись и темы развития студенческого самоуправления, однако на вопрос о том, какие же проблемы студенты собираются решать с помощью данных им полномочий, молодые люди затруднялись ответить. Ректор Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова Виктор Андрущенко, ученый с очень большим педагогическим стажем, утверждает, что сегодня студенты более информированы, чем 15—20 лет назад. «Однако адекватно осмысливать эту информацию, — говорит Виктор Петрович, — почему-то не в состоянии. Поэтому их уровень сознания и самосознания оказывается более низким, чем у студентов 70—80-х годов. Как это ни парадоксально, но они застревают в количестве проблем, в большом потоке информации, в формализме, присущем нашей эпохе. Из общеобразовательной школы на студенческую скамью молодые люди приходят не достаточно самостоятельными. Раньше студенты были более активными, чаще выступали с различными предложениями... Одной из актуальных проблем является налаживание партнерских отношений руководства вуза и педагогов со студентами... Каким бы развитым не был студент, он все равно остается молодым человеком, жизненный опыт которого еще невелик, и ему необходима поддержка старшего поколения».

По мнению министра Кабинета Министров Анатолия Толстоухова, необходимо выводить сотрудничество органов власти и студенчества на уровень заключения различных договоров по решению тех или иных проблем. Вчера же участники «круглого стола» остановились на решении разработать программу поэтапного увеличения стипендиального фонда и фонда помощи студентам и учесть эти расходы в проекте бюджета следующего года.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ