Отрицательное сальдо внешней торговли Украины товарами в январе — июне 2006 года, как сообщает Госкомстат, вплотную приблизилось к $3 миллиардам, тогда как в январе — июне прошлого года составляло $397,2 миллионов. При этом темпы роста экспорта за полугодие оказались вдвое ниже, чем импорта (2,1% против на 22,1%).
Какие факторы влияют на это не слишком правильное для нашей страны соотношение? С одной стороны, мы, по-видимому, во времена премьерства Юлии Тимошенко больше, чем это возможно, открылись, снизив ввозные пошлины для иностранных товаров. С другой стороны, наши партнеры, блюдя интересы национальных компаний, без особой охоты открывают свои двери для нас. Чтобы обеспечить в этих вопросах разумную взаимность, и создана Всемирная организация торговли, в составе которой плодотворно, хотя и не без споров, сотрудничают большинство государств мира. Активно стремится туда и Украина, которая уже согласовала свое вступление практически со всеми членами ВТО. Осталось принять несколько законодательных актов, которые гармонизируют наше законодательство с правилами этой организации. Проблема лишь в том, как быстро пойдет этот процесс. Ведь в предыдущем составе парламента партии, составляющие ныне костяк правительственной коалиции, не получившей пока что согласованного названия, решительно отвергали упомянутые законодательные акты.
Между тем от премьер-министра Виктора Януковича поступил неоднозначный сигнал. «Эти вопросы нам обязательно надо будет решить в 2007 году, если не успеем в 2006 году», — сказал В.Янукович, представляя новоназначенного главу МИДа Бориса Тарасюка. При этом премьер сообщил, что намерен встретиться со специалистами Министерства экономики, чтобы «дать ответ по срокам вступления в ВТО», и уже поручил проанализировать, существует ли необходимость провести общественные слушания по законопроектам, касающимся вступления в ВТО, поданным в Верховную Раду, и согласованы ли они с объединениями украинских товаропроизводителей. «Чтобы мы сделали этот шаг осознанно и чтобы не получили негатив от нашей общественности, промышленников и предпринимателей, от наших товаропроизводителей», — объяснил свою позицию премьер и указал, что сейчас существуют «достаточно болезненные вопросы для наших товаропроизводителей, и есть возможность договориться с нашими партнерами во время подписания соглашения при вступлении в ВТО». Он также отметил, что переход государства на нулевые импортные ставки может быть отсрочен на несколько лет с тем, чтобы украинские товаропроизводители могли адаптироваться к новым условиям. «Мы этот вопрос будем решать только так», — сказал украинский премьер.
В то же время Тарасюк с этим, похоже, не согласен. Вступление Украины во Всемирную торговую организацию, по его мнению, должно быть завершено в 2006 году.
Естественно, никто в Украине не выдвигал тезиса о референдуме перед вступлением в ВТО. Но никто и не изучал общественного мнения по этому вопросу, которое может оказаться схожим с мнением россиян. В России, например, 46% опрошенных до сих пор не слышали об этой организации. Больше того, с 2004 года там на треть — с 41% до 29% — стало меньше граждан, уверенных в том, что вступление в ВТО принесет России больше пользы, чем вреда. Социологи отмечают, что российские граждане отнеслись в большинстве своем индифферентно к итогам последних переговоров о вступлении России в ВТО, в соответствии с которыми подписание окончательного соглашения перенесено на октябрь этого года.
Тарасюк заявляет, что Украина не стремится соревноваться в этом вопросе с Россией. Но для Януковича, который, вероятно, свой первый визит нанесет в Москву, тут есть варианты. В России ему предстоит решать довольно сложные вопросы, включая газовый (кстати, Тарасюк уверен, что с этим премьер успешно справится), и он вряд ли намерен «задирать» своих визави, которые уже давно предлагали Украине совместный вэтэошный финиш. Может быть, именно этим объясняется «неспешная» диспозиция?
Отвечая на этот вопрос, директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин сказал «Дню», что в позициях этих членов украинского правительства нет противоречий. А сказанное премьером — это «возможно, дань тому, что делалось в первой половине года, когда регионы полностью голосовали против любых намерений относительно ВТО». «Я не думаю, что это свидетельствует о направлении политики, — сказал эксперт, — тем более, что в нашем правительстве должны понимать, что действия в отношении ВТО будут для него тестом на цивилизованность и европейскость, приверженность какому-то выбору. Премьер и его советники хорошо понимают, что даже намеки на пересмотр каких-то положений при вступлении в ВТО могут не только навредить нашему вступлению в эту организацию, но и поставить под сомнение искренность некоторых заявлений».