Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ни скепсис, ни легковерие не имеют границ...»

Ученые и духовенство обсуждают проблемы православного воспитания
21 сентября, 2002 - 00:00

Сейчас в Киеве проходит международная конференция «Образование и семья в посткоммунистических обществах», организованная целым рядом организаций — Киево-Печерской лаврой, Киевской духовной академией (УПЦ МП), Университетом Киево-Могилянская академия, объединением «Истоки» и др. В конференции участвуют как светские, так и духовные деятели, связанные с образованием, — преподаватели приходских школ, ученые университетов и пединститутов, высшее духовенство УПЦ МП, иностранные дипломаты. Для обсуждения весьма актуальной для постсоветского пространства (и не только) проблемы в Киев съехались известные ученые из других стран — России, Беларуси, Франции, Италии. Значительный интерес присутствующих — студентов духовной академии, преподавателей вузов, ученых, журналистов — вызвали доклады академика Сергея Аверинцева (Москва), епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа (УПЦ МП), профессора Никиты Струве (Париж, Сорбонна) и других. Открыл конференцию и приветствовал собравшихся в древних стенах Лавры предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир.

Конференция в данный момент продолжается, еще не все темы обсуждены и не все заявленные докладчики выступили. Поэтому поделиться с читателем можно только предварительными впечатлениями. Еще раз подчеркнем, что актуальность темы конференции невозможно преувеличить, потому что общество сегодня не готово к христианскому просветительству со всех возможных сторон — отсутствует общая научная парадигма, не хватает преподавателей с соответствующим богословским и педагогическим образованием, нет общепринятых программ, учебников, не говоря уже о соответствующей дидактической и методической литературе. Стоит упомянуть также отсутствие того, что в школе называют «книгами для чтения» — тщательно отобранных для учеников всех возрастов библейских текстов. В общем, система мирянского православного образования до сих пор напоминает стихийный ликбез 20-х годов, хотя перед ней стоят сейчас значительно более сложные задачи. На конференции было высказано немало мудрых и интересных мыслей, но до методики, до методов дело так и не дошло. И потому думаю, что присутствовавшие духовные и светские преподаватели приходских или общеобразовательных школ, перед которыми постоянно возникают вопросы не только «Что?», но и «Как?», не получили на них ответа. Еще одной особенностью конференции, проходившей в столице Украины, было то, что там нельзя было услышать — во всяком случае в первые дни — ни одного украинского слова. Это при том, что большинство зарубежных гостей были славянами и славистами из России и Беларуси и, безусловно, не имели бы затруднений в восприятии такого близкого («диалект русского», как уверены некоторые) украинского языка. Мы с охотой слушали бы также доклады на белорусском языке. В зале же была создана полная иллюзия того, что высокое общество собралось где-то в России, скажем, в стенах Троице- Сергиевской лавры, а не на берегах Днепра, на родине Тараса Шевченко. Поэтому не удивительно, что не было обсуждения (и не заявлено в программе конференции) такого важного для нас и сложного вопроса, как украинские переводы церковной литературы для школ.

Спеша вовремя проинформировать читателя еще до итоговых выводов, приводим несколько весьма глубоких и интересных мыслей из выступлений двух участников конференции — академика Аверинцева и епископа Филиппа.

Сергей АВЕРИНЦЕВ:

— Сегодня мы наблюдаем беспрецедентное столкновение так называемой поп-культуры и культуры, наработанной человечеством в течение многих веков… Это можно назвать также откатом от культуры… В наше время якобы уже ничего не передается родителями детям и ничего не воспринимается от родителей.

Мы не можем возвращаться к вере, как будто ничего не случилось, как будто не было массового отступничества от веры (после революции). Конечно, были тысячи, десятки тысяч мучеников за веру, но количество отступников исчислялось миллионами. Отречения от Бога происходили с чрезвычайной легкостью: «Как все, так и я!» Что произошло с «народом-богоносцем» (по Достоевскому)?

Ни скепсис, ни легковерие не имеют границ… Сейчас люди бросаются на любые предложенные им доктрины. Как сказал Честерфилд, «тот, кто не верит ни во что, готов поверить во все что угодно».

Синтаксис православной веры весьма сложен; но сегодня он упрощается, чего не должно быть. Почти вышли из обихода такие слова, как «но», такие орфографические знаки, как «;» (за «;» обычно идет уточнение). Остается голый императив.

Уча вере, нужно уметь отличать самому и учить отличать своих учеников Святое Предание от, скажем, старинных народных церковных обрядов. И не навязывать мирянам необязательную обрядность — они должны знать разницу между обрядом, хотя и старинным, и Святым Евангелием или Символом веры. Нужно уметь употреблять оборот «Есть такое старинное сказание…» или «Наши предки верили, что…»

Епископ Полтавский и Кременчугский ФИЛИПП:

— Мы привыкли идеализировать древность, идеализировать «Русь православную» и дореволюционное духовное воспитание. Между тем именно дореволюционная школа воспитала богоборцев — «героев» 1917 и последующих годов. Некоторые люди так же идеализируют советскую школу, советское воспитание, его высокие идеалы. А не из советской ли школы вышли «новые» русские и украинцы, беспринципные политики и бизнесмены?

Немало людей, которые пришли к Церкви в 90-е годы, так и не нашли в ней Бога и подались кто куда — такая у нас церковная школа. Дело, в частности, в соотношении внешнего и внутреннего воспитания — сегодня главный акцент делается на обрядовой стороне, на внешних правилах поведения верующего. Распространена концепция «легкодоступного православия», а воспитание души остается будто в стороне.

Главное в православном воспитании — глубокая духовность и вера воспитателя.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ